Закон запрещает банкам навязывать заемщикам дополнительные услуги и страхование при потребительском кредитовании. Исключения составляют лишь некоторые виды банковских продуктов, такие как ипотека и автокредитование. Но зачастую клиента ставят перед фактом, угрожая повышением процентной ставки либо отказом в предоставлении заемных средств.
Но все же заемщик имеет возможность отказаться от навязанных услуг, хотя иногда может потребоваться немало времени и нервов. «Вечерний Карпинск» рассказал о двух случаях отказа граждан от дополнительных трат, которым удалось вернуть свои средства.
Самостоятельный возврат денег
Екатерине Ш. из Карпинска Свердловской области при оформлении кредита в Сбербанке, как нередко бывает, навязали договор страхования. На 80 тыс. руб. заемных средств «страховая нагрузка» составила порядка 14 тысяч.
И хотя закон позволяет отказаться от страхования на протяжении 5 дней, по словам заемщицы, в кредитном договоре Сбербанк прописал иную дату – 14 дней. За день до окончания двухнедельного срока Екатерина написала соответствующее заявление и в течение следующих 24 часов удержанная за страхование сумма была полностью возвращена на ее кредитный счет.
Понадобилась помощь профессионалов
А вот жительнице Ивделя пришлось обращаться за содействием в Североуральский консультационный пункт. Она попросила юриста филиала ФБУЗ «Центр гигиенты и эпидемиологии» помочь ей составить исковое заявление для возвращения денег за пакет «Универсальный», также навязанный банковским менеждером.
Как рассказала юрисконсульт организации Ольга Прозорова, обратившаяся к ним женщина заключила договор о кредитовании с «Уральским банком реконструкции и развития» (УБРиР) на 84 месяца. Ссуду финансисты одобрили, но с условием приобретения пакета банковских услуг.
Продукт «Универсальный».предполагает:
- услуги подключения к «Телебанку»;
- перевыпуск карты в случае ее утраты;
- СМС-информирование и управление счетом карты.
Плата за пакет банка составила 173 153 руб. Причем деньги за услуги взимаются сразу за весь период пользования заемными средствами.
Заемщица расплатилась с банком досрочно: погасила обязательства за три года вместо прописанных в контракте семи. После этого направила заявление в «УБРиР» с просьбой прекратить действие договора в части предоставления услуг пакета «Универсальный» и вернуть ей средства за неиспользованные 4 года. Однако банк не пошел навстречу гражданке, отказав ей в удовлетворении законных требований.
– Мы разъяснили клиентке, в чем были ущемлены ее права. В случае, если услуги, входящие в пакет, потребителю не требуются, то в соответствии с законом человек вправе отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, — рассказывает Прозорова.
Спор относительно возврата денег не удалось урегулировать по договоренности, поэтому специалисту пришлось готовить исковое заявление в суд.
В итоге Ивдельский городской суд встал на сторону заемщицы, предписав ПАО «УБРиР» вернуть заёмщице часть стоимости пакета «Универсальный». Более того, решением суда на банк наложен штраф за отказ в добровольном возвращении средств. Также кредитору придется компенсировать клиентке расходы за юридические услуги. Совокупно сумма штрафных санкций составила свыше 178 тыс. руб. Решение суда уже вступило в законную силу.
- Ваш комментарий будет первым...