Доля финансовых нарушителей, оправдывающих просрочки по кредитам, выросла в последнее время почти в 2 раза. А каждый 12-й заемщик не видит дурного в невозврате заемных средств. Такие данные озвучили эксперты НАФИ.

В отчете аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) говорится, что 38% россиян уверены в допустимости небольших задержек кредитных платежей. В 2013-м несвоевременную оплату долгов нормальным считали лишь 22% опрошенных, пишет РБК. При этом опрос показал, что каждый третий гражданин РФ в последний год оформлял либо выплачивал кредит.

Специалисты НАФИ отмечают: проще к нарушению платежной дисциплины относятся жители Москвы и Санкт-Петербурга. Среди заемщиков столицы 55% респондентов признались, что не видят в этом ничего страшного.

Вместе с тем выросла сознательность заемщиков: россияне стали реже оправдывать отказ в возврате кредита. Если в 2015-м на долю оправдывающих приходилось 13%, что в нынешнем году лишь 8%. Однако и эта цифра почти втрое больше, чем 8 лет назад (3%).

«Число тех, кто считает возможным не возвращать кредит в банк, одинаково как среди текущих заемщиков, так и среди тех, у кого сейчас нет кредитных обязательств», — отмечают аналитики НАФИ.

Оправдание отказа от возвращения кредита большинство респондентов (48%) видят в форс-мажоре: потере работы, болезни, семейных обстоятельствах либо экономическом кризисе. В 2016 году 39% граждан называли форс-мажор оправданием для проблемного должника.

Многие уверены, что можно вовсе отказываться от возврата заемных средств:

  • если банк в одностороннем порядке увеличил ставку - 31%;
  • если кредитор скрыл от клиента реальную стоимость ссуды - 32%.

Почти каждый пятый респондент (18%) выразил мнение, что не платить может изрядно закредитованный заемщик, который в итоге не справляется с обслуживанием набранных кредитов. Это почти вдвое больше, чем годом ранее. А каждый четвертый участник опроса (25%) полагает, что можно даже без видимых причин отказаться погашать долги.

Гендиректор аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева, комментируя результаты исследования, отметила: россияне по-прежнему не осознают, что просрочки либо невозврат заемных средств становятся непоправимой меткой в кредитных историях.

«В такой ситуации со стороны потребителей мы часто наблюдаем эффект самосохранения, когда на фоне давления сложных экономических условий люди склонны оправдывать неправомерное поведение на рынке финансовых услуг», - заключила Иваева.
07.10.2017 10:49 · Екатерина Зайцева · специально для «Банковой»
Комментарии к новости
  • Александр, 9 октября 2017 19:34

    Не понимаю как можно оправдать невозврат того, что ты взял на время. Если банк увеличил ставку по кредиту или скрыл реальные комиссии - верни деньги и не пользуйся его услугами.