Министр финансов РФ Антон Силуанов считает, что России нужно искать варианты замены выручки от сырья, которое она продает в большей степени в виде нефти и газа из-за стремления Запада к развитию «зеленой» энергетики.
Сегодня большая часть доходов бюджета страны это как раз экспорт сырья, от чего готова отказаться Европа.
«Евросоюз, который является одним из ключевых покупателей российских углеводородов, планирует с 2025 года ввести углеродный налог на товары, производящиеся с высокими выбросами парниковых газов. В Банке России ранее оценили потери страны от этого налога в 9,7 млрд. долларов ежегодно. В Минэнерго же подсчитало, что экспортеры и нефти и газа будут терять до 4 млрд. долларов в год в результате мер, которые планируется ввести уже с 2023 года», — пишет портал «19 RUS».
Известно, что в Министерстве финансов работают сегодня над пакетом «налоговых и тарифных мер», чтобы дать экономике возможность для адаптации после ужесточения правил углеродного регулирования в Европе. Казна России на 40% пополняется за счет доходов от экспорта от нефти и газа (это сырье составляет 50% от всего российского экспорта).
Возможно, в Правительстве еще ожидают того, что смогут договориться с ЕС, чтобы те пошли на уменьшение «зеленых» налогов и тарифов. Впрочем, даже если это и удастся, решение будет лишь краткосрочным.
По мнению заместителя директора Института «Центр развития ВШЭ» Валерия Миронова, Россия может пойти по одному из путей: первый – диверсификация энергетики в том е «зеленом» направлении либо же делать упор на развитие обрабатывающей промышленности.
«Первый — уход от сырьевой экономики в сторону машиностроения, развитого сектора услуг, высокотехнологической обрабатывающей промышленности и так далее. Второй вариант — развитие новых видов «зеленой» энергетики. То есть это движение не в сторону обработки, а в сторону диверсификации самого энергетического сектора. Это, например, получение того самого водорода из газа, о котором в последнее время много говорят в нашем правительстве, или же получение водорода, который оставляет еще меньший углеродный след, на базе использованной гидроэнергии. Задача России в том, чтобы уговорить Европу принимать этот водород, который производится на основе газа. Тогда мы сможем решать эту проблему, диверсифицируя деятельности наших нефтегазовых компаний», — цитирует эксперта «19 RUS».
Введение углеродного налога в Евросоюзе – вопрос еще нерешенный. Там тоже есть противники его принятия. Поэтому, по словам Миронова, нужно использовать площадку для переговоров, но вести их не только с Ерособзом, но и с Америкой и Китаем.
России нужны союзники в деле реализации сырьевых продуктов. Тогда совместно, например, можно добиться признания водорода , который получают из природного газа, экологичным товаром. Хорошо бы получить у европейцев больше квот либо преференцию в виде снижения налогов на продукцию из серии «зеленой энергетики».
А у себя на месте «оживить» неповоротливый и консервативней ТЭК, потому, как отдельные представители отрасли до сих пор не верят в «озеленение» экономики, а нужно развиваться в более современных направлениях и успеть «вскочить в этот уходящий поезд».
- Ваш комментарий будет первым...