На открытии торгов 26 июля котировки крупнейшей мировой соцсети обвалились на 20%, в результате чего компания лишилась $120 млрд. капитализации. За день основатель Facebook Марк Цукерберг обеднел на 18 миллиардов долларов.
Беспрецедентное в американской корпоративной истории однодневное падение стоимости компании негативно отразилось на всем индексе Nasdaq, который ушел в минус на 1,9%, пишут «Ведомости».
Взлет и падение
В среду после завершения торговой сессии компания обнародовала квартальный отчет, оказавшийся хуже прогнозов аналитиков. При этом финансовый директор Facebook Дэвид Венер ожидает снижения темпов роста выручки во втором полугодии. На таких новостях после закрытия торгов 25 июля котировки компании обрушились на 20,23%. На следующее утро падение достигало 20%, а по состоянию на 20:00 мск котировки соцсети на Nasdaq опустились на 18,2% — до $177. Сам глава Facebook лишился $18 млрд.
Следует отметить, что буквально на днях Facebook демонстрировал рекордные показатели по стоимости акций и капитализации: перед закрытием торгов в среду за бумагу компании давали $217,5.
Европейцы покидают Facebook
По итогам второго квартала доля новых пользователей соцсети выросла лишь на 1,54% по отношению к предыдущим трем месяцам. В первом квартал рост был значительно выше – 3,42%. Чистая прибыль достигла $5,1 млрд. (+31% в годовом сравнении). При этом за все время существования соцсети она впервые утратила месячную аудиторию в Европе: число пользователей сократилось с 377 до 376 миллионов. В Канаде и США доля осталась прежней.
По данным Financial Times (FT), в последнее время выручка Facebook в основном растет за счет низкомаржинальных рынков. В Европе компания заработала на одного пользователя $8,76, в Северной Америке — $25,91, но в остальном мире – лишь $1,91. Но инвесторов более всего шокировал прогноз финдиректора о замедлении роста выручки соцсети.
Нерадужные прогнозы
В 2017-м доходы Facebook показали рекордный рост – 13,2 млрд. (+42%). Теперь же Венер предупреждает: на протяжении ближайших двух лет темпы роста могут снизиться на 10%. Ухудшение финансовых показателей он связывает:
- с колебаниями валютных курсов;
- с новыми форматами рекламы;
- с ростом расходов на конфиденциальность.
Испугали инвесторов также политические проблемы: из-за настроек приватности соцсети сложно показывать рекламу. Кроме того, пользователи теперь меньше увлекаются новостными лентами, предпочитая им Stories (в мае – 150 млн. пользователей).
«Проблема в том, что рекламодатели переключаются на этот формат медленнее пользователей», — констатирует издание Techcrunch.
Удержать доминирующее положение на рынке Facebook может с помощью формата монетизации, однако на его создание может уйти несколько лет.
По словам аналитика GBH Insights Дэниэла Айвса, для The Wall Street Facebook является одной из главных бумаг, к которой приковано особое внимание инвесторов. Озвученные ожидания на текущий год заранее ставят компанию в невыгодное положение.
Опрошенные FT аналитики отмечают, что в последние годы Facebook преследовала целая череда скандалов. Однако ни политическая реклама в ходе президентских выборов в США, ни «слив» пользовательских данных Cambridge Analytica не отражались настолько сильно на капитализации. В свое время при проверке соцсети контролирующими органами США на предмет политрекламы, инвесторы беспокоились лишь относительно выручки и предела роста аудитории.
Аналитик Брайан Визер из Pivotal Research советует инвесторам избавляться от акций соцсети.
«Facebook уже столкнулась с ограничением роста на рынке цифровой рекламы, который компания быстро завоевала, потеснив печатные СМИ и другие медиа, но пока еще отстает от ТВ», — поясняет Визер.
По его мнению, рост доходов компании в дальнейшем будет зависеть от успешности конкуренции с Google и иными игроками на рынке контента, получающими доходы от телевидения. Зато Джессика Лю из Forrester Research считает, что приложения Facebook, такие как Messenger, Instagram, WhatsApp, напротив будут наращивать доходы. В самой компании подсчитали, что число активных пользователей всех приложений Facebook достигает 2,5 млрд.
Facebook часто меняет политику пользования ресурсом, так что не удивительно что он стремительно теряет популярность