Porsche Bank входит в число крупнейших в Европе игроков на рынке автофинансирования. Помимо кредитования банк предоставляет услуги страхования, управления автопарком и лизинга. В Украине работает несколько компаний группы, принадлежащей австрийскому Порше Банку. Сам банк входит в «Порше Холдинг» (концерн Volkswagen). Холдинг имеет свой представительства в 20 странах. Интерес к Украине свидетельствует о перспективах ее рынка. Видением ситуации поделился директор Porsche Finance Group Ukraine Андреас Целлер.
Экономическая ситуация в Украине в 2008 и 2014-м вызывала серьезные опасения, пишет «Фокус». Многие компании вынуждены были покинуть рынок из-за кризиса, однако Porsche Finance Group Ukraine, несмотря на падение автомобильных продаж осталась в Украине.
По словам Целлера, банку не страшны кризисы, поскольку он может рассчитывать на поддержку материнской компании. А та видит потенциал для развития бизнеса в Украине, где доля финансирования автотранспорта не превышает 17%, в то время как на Западе доля составляет порядка 70%. Европейский рынок практически не растет, тогда как украинский имеет огромный потенциал. В кризисные годы спады кредитования обвалились в 3-4 раза, но затем рынок неизменно показывал рост.
Итоги и перспективы
По словам директора Порше Банка в Украине, в 2016-м финансовое учреждение профинансировало порядка 17% от всех новых легковых авто: в кредит – 9,4%, в лизинг – 7,6%.
За 4 месяца 2017-го на долю автокредитования пришлось 18%, из них 11,5% профинансировано в виде кредитов, 6,7% — в лизинг. Если говорить в цифрах, то за январь-апрель прокредитовано на 1 тысячу авто больше, чем за тот же период 2016-го. В лизинг за то же время взято на 700 машин больше.
Особенно радует, что в течение последних лет мы увидели повышение популярности услуг лизинга по сравнению с привычным для украинцев кредитованием. В 2013 году рынок финансирования составлял около 25% от всех проданных автомобилей, а к 2015 доля профинансированных автомобилей была на уровне 14–15%. Прошлый год показал динамику роста, которая, по нашим данным, будет увеличиваться и в дальнейшем. Тем не менее в абсолютных цифрах падение значительно: если в 2013 году в Украине продали 225 тыс. новых автомобилей, то в 2016-м — около 73 тыс. В нынешнем году ожидается рост продаж до уровня около 88 тыс. новых легковых автомобилей, — отмечает Андреас Целлер.
По мнению банкира, лизинг и кредитования – близкие услуги, но популярность последнего изначально была выше. Для украинского рынка лизинг – пока не привычный продукт. Однако Porsche Finance Group Ukraine имеет довольно высокие позиции и в кредитовании, и в лизинге, несмотря на то, что представляет лишь три бренда:
- Volkswagen,
- Audi
- SEAT.
В то же время компания является партнером бренда MAN и выдает автокредиты на авто и прицепы к ним. За время работы в Украине профинансировано более сотни таких машин.
Если говорить о результатах всех брендов, которые мы финансируем, то за первые 4 месяца нынешнего года продано в финансовый лизинг на 88 автомобилей больше, чем за аналогичный период прошлого года. В лизинг — на 73 автомобиля больше. Мы достигли доли 10,4% в лизинговом финансировании и около 7% в кредитовании, — говорит финансист.
Преимущества лизинга
Целлер считает, что украинцы пока недооценивают преимуществ лизинга. Рынок сдерживают не столько политические либо экономические факторы, а неосведомленность граждан. Кто-то считает лизинг – дорогим удовольствием, другие боятся и настораживаются при слове «лизинг», третьи отвергают такую услугу, следуя поступках других людей.
В Порше Банке стремятся изменить эту тенденцию, поскольку лизинг – довольно комфортный вид финансирования. Иначе говоря, это долгосрочная аренда с правом выкупа либо без него. Практически лизинговая компания за свои средства покупает авто, а после передает его на платной основе субъектам.
По истечении срока договора техника переходит в собственность пользователя по остаточной стоимости (финансовый лизинг), либо возвращается лизингодателю так же по остаточной стоимости. При этом клиент может взять новую модель (оперативный лизинг). Украинским физлицам оперативный лизинг пока невыгоден, поэтому Porsche Finance Group Ukraine предоставляет этот вид услуг лишь компаниям.
Целлер отмечает аналогичность ситуации с кредитованием:
Хотя право собственности принадлежит покупателю, пока он не выплатит всю сумму кредита с процентами, его автомобиль находится в залоге у кредитора, и в течение этого периода покупатель не может его продать. В Европе и США, к примеру, лизинг давно никого не пугает, и около трети всех автомобилей приобретается именно в лизинг. Также я хочу отметить, что за всю историю Украины правовые и налоговые рамки для лизинговых операторов оставались практически неизменными. Кроме того, Porsche Finance Group Ukraine может поддерживать стабильность собственных условий, благодаря содействию материнской компании. Мы всегда выполняем свои обязательства перед клиентами, это наше корпоративное правило. По моему убеждению, причина невостребованости лизинга в Украине кроется в культуре потребителей, не готовых использовать весь арсенал существующих финансовых инструментов.
Востребованные услуги компании
Директор заверяет, что Porsche Finance Group Ukraine готова предоставлять услуги кредитования заемщикам, приобретающим автомобили у дилеров Volkswagen, Audi и SEAT. Помимо этого, они обеспечивают управление автопарками крупных компаний. Партнерами австрийцев выступают стабильные западные компании: УНИКА, «АХА Страхование» и «Украинская страховая группа, которые предоставляют любые виды автострахования.
К тому же Porsche Finance Group Ukraine обслуживает реализацию авто сестринской компании – «Порше Украина», поэтому клиенты могут рассчитывать на выгодные условия и ставки:
- 10,5% годовых в валюте;
- 18,99% — в гривне.
Наши клиенты, которые раньше имели дело с кредитами, отмечают преимущество в отсутствии дополнительных скрытых комиссий. Срок финансирования может достигать 5 лет. У нас клиенты могут рассчитывать на конкурентную процентную ставку, отсутствие скрытых платежей, дополнительных ежемесячных комиссий, а также на приемлемые условия страхования. И всё это из одних рук. Мы формируем европейские стандарты сервиса в Украине. Для нас важно быть не лидером рынка, а the loveliest service provider (любимым поставщиком финансовых услуг. — Фокус), констатирует директор компании.
Скажется новый закон на рынке финансирования
От вступившего в силу с 10 июня закона о потребительском кредитовании украинцы лишь выиграют, считает финансист. Некоторые нормы действовали ранее, теперь они лишь обобщены и закреплены. К примеру, физлицам теперь официально запрещено брать кредиты в валюте, а компаниям нельзя отказывать субъектам кредитования в досрочном погашении займов и требовать от них дополнительных платежей.
В законе также теперь закреплена норма, что при отказе от кредита заемщик фактически отказывается и от договоров на сопровождающие услуги. Нормы закона исключат ситуации, когда человек погашает пеню, при этом основном долг остается неизменным. Ограничена величина пени – теперь она не может превышать двойную ставку Нацбанка. Сегодня эта цифра равна 25%. Штрафные санкции также ограничены: сумма не должна быть выше 15% от просрочки.
Планы компании
Porsche Finance Group Ukraine планирует постепенно наращивать объемы финансирования и достичь показателя в 18-19% от проданных в Украине партнерских брендов. Таким образом присутствие на рынке финансовой компании и импортеров Volkswagen, Audi и SEAT лишь усилится.
Приобретая автомобили этих марок с помощью финансирования от Porsche Finance Group Ukraine, клиент получит более выгодную ставку финансирования либо более выгодные условия страхования по сравнению с конкурентами. Синергия производителя и финансового института будет как никогда сильной и плодотворной, — уверен Целлер.
Мне кажется не стоит брать лизинг, лучше всего по старинке кредит, только смотрите на проценты годовые.
Сам по себе лизинг подходит не всем, а только тем, кто, например, занимается перевозками каких то грузов. То есть тем, кому нужна машина для работы. Тогда удобно её арендовать и выплачивать арендную плату с доходов, полученных на этой же машине. Потом можно купить по остаточной стоимости, если автомобиль в хорошем состоянии.
Процентная ставка скорее всего начнет расти в скором времени, сомневаюсь пока, что лучше, и как бы не потерять даже то, что имею.
Занимался не так давно и кредитованием, и лизингом. С уверенностью могу сказать, что лизинг имеет некоторые (довольно сомнительные к тому же) преимущества перед классическим кредитом только для юридических лиц, например, для оптимизации налогообложения. Для физических лиц — это только дополнительный «головняк» и абсолютно никаких преимуществ.
Я больше склоняюсь к лизингу но у меня нет такой возможности к сожалению(
На невеликих сумах, якими оперує переважна більшість з нас, різниця між лізингом та кредитом не позначається. А великими сумами я, наприклад, не оперую… Тобто, вигоди від лізингу відчуваються лише починаючи з певної суми.
Автолизинг вообще дело рискованное, в отличии, скажем от лизинга сельхозтехники («пьяные» комбайны в выезде на встречную с превышением скорости как-то не замечены). А вот убить лизинговое авто, пусть даже не виноват в ДТП – получить на свою голову кучу проблем и немалые финансовые затраты.
Я віддаю перевагу лізингу, сама користувалась данною послугою. Багато хто задається питанням яка різниця між кредитом та лізингом? На перший погляд обидва варіанти схожі. Але якщо більше поглибитись,то можна знайти відмінності,наприклад беручи кредит ви надаєте під заставу будинок або інші свої володіння, і ви не отримаєте гарантії,що банк не забере ваше майно,яке ви поставили під заставу. Лізинг підходить,не лише для підприємців,як вважає більшість, а для всіх людей.