Глава Приднестровья Вадим Красносельский обратился в ООН и ОБСЕ с жалобой на действия молдавских властей. По его словам, ситуация в республике близка к гуманитарной катастрофе. Кишинёв устроил транспортную и экономическую блокаду и отбирает предназначенный для анклава российский природный газ.
Люди перебиваются случайными заработками
В своём обращении в ООН Красносельский явно поскромничал. Ситуация в анклаве на самом деле выглядит гораздо хуже, чем указано в самой жалобе. Многие жители республики в буквальном смысле нищенствуют.
В Приднестровье практически нет вакансий с хорошей зарплатой, и большинство населения перебивается случайными заработками. Самыми популярными профессиями в республике считаются водитель такси и продавец магазина. Работники этих сфер могут рассчитывать на ежемесячный доход в 400 долларов. А вот бюджетникам приходится выживать на 100–150 долларов в месяц.
По официальной статистике, задолженность по заработной плате в Приднестровье в 2022 году превысила отметку в 2 миллиона 400 тысяч местных рублей, то есть даже при мизерных заработках работников предприятия республики не могут вовремя выплачивать зарплату.
А центры занятости ничего достойного предложить соискателям не могут. К тому же основной контингент бирж труда в регионе составляют люди старше пятидесяти лет, а им, как известно, работу найти труднее всего.
Многие местные жители, особенно молодёжь, сейчас стремятся покинуть республику в надежде трудоустроиться в России. Тем, у кого это получается, в анклаве завидуют, остальным — сочувствуют.
Республике грозит гуманитарная катастрофа
Впрочем, куда большую обеспокоенность вызывает информация о том, что Молдавия устроила настоящую транспортную и экономическую блокаду республики, да ещё и отбирает предназначающийся Приднестровью российский природный газ.
По словам Вадима Красносельского, сейчас республика получает лишь 2,3 миллиона кубометров газа в сутки вместо положенных 3,9 млн. Из-за нехватки голубого топлива остановились ещё работавшие предприятия. И без того немаленькая армия безработных жителей Приднестровья получила пополнение.
Но и это — только полбеды. Впереди зима. А природное топливо необходимо для отопления школ и больниц. Если оперативно не наладить поставки газа, кризис может перерасти в настоящую гуманитарную катастрофу.
ООН вряд ли сможет помочь
В своём обращении к руководству международных организаций Вадим Красносельский призывает ООН и ОБСЕ оказать воздействие на Молдавию и заставить её выполнять контрактные обязательства по газоснабжению республики.
Сделать это будет невероятно трудно. Молдавия сама сейчас испытывает серьёзный дефицит газа из-за просрочек по платежам перед российским «Газпромом». Но, во всяком случае, руководство ООН и ОБСЕ может хотя бы попытаться.
Второй экстренной мерой, способной нормализовать ситуацию, может стать возобновление экспорта электроэнергии из Приднестровья в Молдавию. Продажа электроэнергии — одна из основных статей дохода приднестровского бюджета.
Помочь хочет только Россия
Основную часть населения Приднестровья составляют этнические русские. Именно на этом, по всей вероятности, строится расчёт молдавских властей в газовой войне с республикой. В Кишинёве надеются, что Москва, как обычно, не бросит своих, и пойдёт на уступки в переговорах по поставкам газа в Молдавию.
В связи с этим рассчитывать на помощь ООН и ОБСЕ вряд ли стоит. Несмотря на международный статус, эти организации уже не раз демонстрировали политическую ангажированность в энергетических вопросах.
По всей вероятности, это понимают и в Тирасполе. И одновременно с жалобой в ООН законодатели непризнанной республики разработали целый пакет мер по получению российского газа в обход Молдавии.
Приднестровье может рассчитывать только на себя
В России просьбу непризнанной республики о помощи услышали гораздо раньше, чем в международных организациях. В частности, Госдума уже подготовила обращения к президенту и премьер-министру РФ с призывом оказать помощь Приднестровью.
— Пока спор между «Газпромом» и компанией Moldovagaz будет разрешён, рассматривается вопрос оказания технической помощи республике, — заявил председатель Верховного Совета Приднестровья Александр Коршунов. — В первую очередь для обеспечения наших социальных обязательств перед гражданами. Это и пенсии, и пособия, и заработные платы работников бюджетной сферы.
Впрочем, как на практике будет выглядеть «техническая помощь», ни в Москве, ни в Тирасполе не уточняют. И, честно говоря, есть большие сомнения в том, что её вообще возможно оказать.
Приднестровье отрезано от России двумя странами — Украиной и Молдавией. Оба этих государства трудно обвинить в симпатиях к нашей стране. И едва ли они будут способствовать оказанию «технической помощи» непризнанной республике — скорее наоборот.
Вряд ли кто-то сможет дать гарантию, что на очередной волне газового противостояния Молдавия по примеру своего соседа не отважится на военную авантюру в отношении Приднестровья.
В связи с этим некоторые эксперты советуют непризнанной республике приложить максимум дипломатических усилий для урегулирования ситуации. Обращение в международные организации — это, конечно, здорово. Но в борьбе за независимость все средства хороши.
Приднестровье должно постараться максимально затянуть переговорный процесс о своём статусе. В конце концов, он может закончиться и присоединением к Молдавии — но только на своих условиях. Это гораздо лучше, чем быть присоединённой силовым путём.
Молдавская сторона продолжает душить приднестровцев. Это понятно. Жаль их, пострадали не меньше нашего после приватизации. Только в отличие от нас, там нечего продавать. Отсюда работа лишь в сфере услуг. Терпения им.
Санду будет гадить так сильно и так много, насколько это вообще возможно. В этом сомневаться не приходится.