Минфин поддержал предложение Счетной палаты относительно штрафных санкций для банков – участников антикризисной госпрограммы, не выполнивших условия по наращиванию объемов кредитования. Предположительно, им придется заплатить до 2% от суммы полученной докапитализации. Однако эксперты сходятся во мнении, что невысокие штрафы не заставят финансистов изменить политику предоставления кредитов реальному сектору.
Замглавы Минфина Алексей Моисеев рассказал «Известиям», что наблюдательным советом Агентства по страхованию вкладов (АСВ) принято решение о введении штрафов для банков за невыдачу кредитов.
В 2015-м правительство пошло навстречу банковскому сектору: крупнейшие учреждения экстренно докапитализировали на 1 трлн. руб. в виде облигаций федерального займа (ОФЗ). Среди получателей значатся ВТБ, Альфа-банк, Россельхозбанк, Промсвязьбанк, Новикомбанк банк «ФК Открытие», Связь-банк, «Уралсиб» и др. При этом дочерние структуры иностранных банков не имели возможности воспользоваться госпомощью.
В обязанность участников программы входило ежемесячное увеличение кредитных портфелей на 1% через:
- ипотеку;
- кредиты для малого и среднего бизнеса;
- финансирование проектов по приоритетным для государства направлениям.
Счетная палата не единожды констатировала неисполнение банками данного условия и настаивала на введении штрафов. Помимо этого, соглашение о докапитализации предполагало ограничения для банковского менеджмента: в течение 3 лет на увеличение вознаграждения можно было не рассчитывать.
Во вторник АСВ принял решение о применении штрафов ко всем нарушителям. Размер санкций определит совет директоров АСВ, но они не будут критическими.
Максимальный штраф — 2% от тех денег, которые они получили, на усмотрение совета директоров. Некоторые банки получили по 100 млн рублей — к таким банкам будут применяться, конечно, копеечные штрафы, — сообщил Моисеев.
Каким именно финансовым учреждениям начислят штрафные санкции, замминистра не уточнил, отметив:
Штрафы будут применяться только к тем банкам, по которым выявили нарушения, связанные с двумя условиями: превышение уровня зарплаты или ненаращивание кредитования положенными темпами, то есть на 1% в месяц.
В Минфине согласились с целесообразностью санкций за невыполнение банками определенных обязательств. Регулятору следует прибегать к данной мере в рамках осуществления надзора за кредитными организациями.
За период действия программы господдержки 80% средств банки направили на пополнение оборотных средств и лишь 4,5% пошли на инвестпроекты. По данным Счетной палаты, за 2015 год финансисты сгенерировали порядка 30% убытков, а в 2016-м негативная цифра превысила 40%.
Мнения экспертов
Экономисты считают, что банки-нарушители рискуют небольшими суммами, поэтому положительного эффекта от штрафов вряд ли удастся достичь.
Аналитик агентства Fitch Антон Лопатин называет 2-процентный штраф дополнительной платой за пользование средствами докапитализации.
Станислав Волков из агентства «Эксперт РА» говорит, что из-за отсутствия публичной отчетности, сложно прогнозировать, какие финучреждения попадут под штрафы.
Выплата штрафа — это также и репутационный риск. Поэтому я думаю, что таких банков будет меньшинство, считает эксперт.
В большинстве участвующих в программе банков журналистам заявили, что строго соблюдают ее условия. Лишь в РосЕвробанке, который получил 100 млн. руб. госпомощи, признались, что есть объективные причины, препятствующие выполнению договора.
Темпы кредитования не наращиваются в связи с тем, что наблюдается большое количество невыбранных лимитов и досрочных погашений, — объяснила бухгалтер Надежда Камоян.
По ее словам, при улучшении экономической ситуации многие заемщики решили выплатить старые кредиты, прежде чем брать новые.
Что-то мне подсказывает, что штрафы — это не очень эффективная мера. Тем более, что в итоге в денежном выражении для банков получаются совершенно не критичные суммы. Вот,если бы стали отзывать лицензии на определенные виды банковской деятельности — это было бы куда существеннее!