Третья валюта
На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов, регулирующих оборот цифрового рубля. Предполагается, что до конца марта они будут приняты в трех чтениях в качестве законов, утверждены СовФедом, подписаны Президентом и уже с 1 апреля вступят в силу, для начала — в тестовом режиме.
Предполагается, что в 2023 году будут опробованы расчеты в ЦР валюте между гражданами, а также между физическими и юридическими лицами. В 2024-м к использованию цифрового рубля уже будут поэтапно подключать кредитные организации, а в 2025 году — небанковские финансовые организации.
Как пояснил «Парламентской газете» один из авторов законопроектов член Комитета Госдумы по экономической политике Сергей Алтухов, цифровой рубль — третья форма национальной валюты (после наличных денег и безналичных, зачисляемых на банковские карты).
Средствами в ЦР можно будет выдавать госсубсидии, пенсии, использовать в качестве оплаты в крупных международных сделках, расчетах между гражданами и организациями, а также использовать при разделе имущества и завещании, оплачивать товары в обычных магазинах, уточнил парламентарий.
Выпускать и вести учет этих денег будет Банк России, он же станет оператором платформы цифрового рубля, подчеркнул Алтухов.
В банк не положишь, кредит не возьмешь
Техническая сторона дела предполагает, что для использования ЦР граждане будут регистрировать специальный электронный кошелек, поддерживаемый Центробанком или лицензированными операторами. После регистрации пользователи получат доступ к своему аккаунту, где будут храниться их цифровые рубли.
Электронный кошелек будет доступен со смартфонов как в режиме онлайн, так и офлайн. На нем будут храниться ЦР в виде уникальных цифровых кодов. О российской глубинке, где многие пожилые и не очень жители могут похвастать (и то не всегда) лишь кнопочными телефонами, законодатель пока умалчивает.
Но использовать ЦР для размещения на банковских вкладах или брать в них кредиты будет нельзя. Начисление процентов на этот вид валюты не предусмотрено. Кроме того, Банк России может устанавливать ограничения на использование ЦР, такие как лимиты на максимальный размер транзакции или ограничения на использование в определенных сферах экономики.
Противники и сторонники цифрового рубля
У нововведения есть противники, опасающиеся, что цифровые виды валют, внедряемые сегодня в ряде стран (цифровой доллар, цифровой юань и т.д.) нацелены на вытеснение наличных и безналичных денег и установление в перспективе тотального контроля государственных и глобальных структур над индивидом посредством цифрового поводка.
К таковым противникам, в частности, относится известный российский экономист и финансист Валентин Катасонов. Он утверждает, что в результате внедрения цифровых национальных валют центробанки стран получат возможность дозировать количество цифровых денежных единиц на электронных кошельках своих граждан в зависимости от социального поведения последних или попросту обнулять это количество по прошествии заданного периода.
Между тем, заведующий кафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Денис Перепелица считает, что, например, выданная в ЦР пенсия не может «сгореть» и у нее не будет какого-либо «срока годности», так как средства граждан будут надежно защищены самим фактом блокчейн-токенизации этой валюты — то есть представленности ее в виде сложного зашифрованного кода.
С криптой не путать
В то же время национальные цифровые валюты, эмитируемые центробанками стран и привязанные к конкретным владельцам, не стоит путать с криптовалютой (биткоины и прочие коины), которая по определению не выпускается каким-то единым субъектом и предполагает анонимность своего держателя.
Чего только не придумают наши законодатели . Пенсия в ЦФ , ага . Живу в Подмосковье, и каждый месяц около моего подъезда пенсионеры получают пенсию в наличных. Ну о каком ЦР может вообще идти речь, если они не хотят даже на карту ее получать. Боятся, обмануты государством ни один раз,не понимают . И это не о глубинке идёт речь, почти о Москве.
Судя по всему,нас ожидает всего два варианта.Первый,как во времена ускоренной индустриализации в 1930-е гг.,когда была введена внутренняя безналичная валюта для предотвращения коррупции и расхитительства. И второй…,как в фильме «Время».