По причине долговой нагрузки давление на государственный бюджет продолжает расти. В 2018-м Беларуси следует вернуть порядка 8 млрд руб. по кредитным обязательствам. Обслуживание внешних долгов обходится все дороже: в наступившем году оно увеличится еще на четверть в сравнении с 2017-м. Эксперты считают это серьезной проблемой.
Как государство планирует рассчитываться
На обслуживание госдолга в 2018-м следует направить 2,54 млрд. руб. – примерно на 25% больше, чем в минувшем году. Повышение долгового бремени обусловлено необходимостью рассчитываться по ранее взятым кредитам, пишет портал Naviny.by.
В 2018-м расходы на погашение госдолга достигнут 5,49 млрд руб. В общей сложности за погашение и обслуживание внешних займов придется заплатить 8 млрд рублей.
Фактически все обязательства перед кредиторами сформированы в валюте. Власти оценивают их в нынешнем году в 3,8 млрд долларов. В бюджете-2018 средний курс доллара заложен в размере 2,0379 руб.
Основные выплаты года придутся на внешних кредиторов: они оцениваются в 3,1 млрд долларов. Причем две трети финансовых обязательств – перед восточными соседями.
По данным БелаПАН, Минску предстоит выплатить Москве 1,075 млрд долларов (с учетом обслуживания и погашения долга). Еще 475,7 млн долл. – Евразийскому фонду стабилизации и развития, которым де-факто управляет Минфин РФ. Кроме того, 563,4 млн долл. уйдут на оплату китайских кредитов.
Свыше 1 млрд. долл. от Беларуси ожидают западные кредиторы, включая держателей отечественных еврооблигаций – 936,6 млн. долл. Актуальные долги перед Всемирным банком составляют 95,3 млн долл. Примечательно, что среди нынешних кредиторов отсутствует МВФ, предоставляющий самые дешевые финансовые ресурсы.
[image1]
Белорусский Минфин ныне руководствуется бюджетным правилом, предполагающим рефинансирование 75-процентной суммы основного госдолга. Оставшиеся 25% выплачиваются из средств недолговых источников.
На погашение госдолга в 2018-м правительство планирует направить:
- поступления от вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты — 486,5 млн долл.;
- часть валютных остатков – порядка 1 млрд долл. бюджета, образовавшихся от размещения еврооблигаций в 2017-м.
Кроме того, для погашения обязательств власти намерены привлекать новые заимствования:
- планируется выпуск еврооблигаций на внешнем рынке — 600 млн долл;
- очередные выпуски бондов на внутреннем рынке – 400 млн долл.
В конце 2017-го глава Минфина Владимир Амарин заявил, что в первом квартале Минск ожидает два последних кредитных транша от Евразийского фонда стабилизации и развития в размере 400 млн. долларов.
Становится ясно, за счет чего государство рассчитается с кредиторами в 2018-м. Однако непонятно, когда же крупные платежи по госдолгу будут наконец снижаться.
Барьер для роста экономики
По данным Минфина на 1 декабря, госдолг Беларуси оценивался в 39% ВВП. Ведомство не исключает, что по итогам нынешнего года показатель может вырасти до 44,5%. Причем критический долг определен в стране на уровне 45%.
Получается, что Беларусь вплотную приблизится к долговому максимуму за всю постсоветскую историю. По мнению экспертов, снизить его можно лишь при ускорении экономического роста. Увеличение ВВП естественным образом начнет снижать долговую нагрузку. Помимо этого, появятся недолговые источники для финансирования старых займов.
«Для ускорения экономики власти пытаются не реформировать госсектор, а создавать точки для развития новой, параллельной экономики. Последние документы (декреты о развитии предпринимательства и цифровизации экономики) подтверждают попытки в этом направлении», — считает научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.
К сожалению, параллельную экономику власти безуспешно создают на протяжении многих лет. Нет уверенности, что им удастся это сделать в 2018-м.
«Фундаментальных предпосылок для ускорения белорусской экономики пока не видно», — констатирует Точицкая.
У зарубежных экспертов аналогичная точка зрения. В российском Сбербанке считают, что рост белорусского ВВП останется на уровне 2017-го.
«Мы не видим факторов, которые могли бы оказать существенную поддержку экономическому ускорению в 2018 году. По нашим оценкам, рост ВВП Беларуси по итогам года составит около 2,2% и будет ограничен накопленными структурными проблемами в белорусской экономике», — говорится в свежем обзоре Центра макроэкономический исследований «Сбербанка».
Такой нерадостный прогноз экономисты связывают с тем, что правительство Беларуси до сих пор не решило вопрос «крайне неэффективного, но внушительного по размеру госсектора».
Отечественные эксперты уверены, что страна угодила в порочный круг, когда низкие темпы развития не позволяют сократить госдолг, а долговая нагрузка препятствует экономическому росту.
«Мы в этой ловушке находимся уже несколько лет. Большое давление на бюджет, связанное с платежами по госдолгу, приводит к недофинансированию статей бюджета (образования, здравоохранения), которые формируют основу для долгосрочного экономического роста», — поясняет эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
Как и многие зарубежные коллеги, белорусский эксперт считает, что в течение 3-4 лет рост экономики страны останется на уровне 2%. Если не будет внешних шоков, то при невысоких темпах роста экономики уровень госдолга на уровне 40-45% к ВВП можно будет поддерживать в течение долгого времени.
«Другое дело, что света в конце тоннеля, который бы выражался в снижении уровня госдолга, пока не видно, а любой внешний шок (например, девальвация российского рубля) может еще больше повысить долговую нагрузку на белорусскую экономику, учитывая, что заимствования страна привлекает в основном в иностранной валюте», — заключил Дмитрий Крук.
- Ваш комментарий будет первым...