Вкладчики лопнувших банков смогут подавать заявления о возврате средств через личный кабинет на сайте агентства по страхованию вкладов (АСВ) либо через мобильное приложение. Соответствующий законопроект разработан Минфином. В случае его принятия деньги можно будет возвращать без участия агентов.
Финансовое ведомство намерено внести изменения в законы «О страховании вкладов» и «О несостоятельности (банкротстве)». Предложенные Минфином поправки подразумевают возможность получения страховых выплат (до 1,4 млн. руб.) дистанционно. Финансисты приветствуют нововведения с оговоркой: систему идентификации клиентов необходимо поддерживать на высоком уровне. По данным «Известий», инициатива заработает с 2019-го.
Если документ получит одобрение, вкладчикам проблемных банков не придется дожидаться очередности в финансовых организациях, выступающих агентами. Они смогут направлять заявления в АСВ, не выходя из дома любым удобным способом:
- через личный кабинет на сайте АСВ;
- мобильное приложение АСВ;
- через портал госуслуг.
Агентство самостоятельно вернет деньги вкладчика на счет в банке либо через онлайн-банки уполномоченных АСВ кредитных организаций. В то же время в Минфине отмечают, что сохранят традиционную систему выплат через банки-агенты для консервативных вкладчиков. А для активных интернет-пользователей круг аккредитованных АСВ организаций для осуществления выплат дистанционно будет расширен. Пока же пул банков-агентов состоит из 56 организаций.
«Для удаленного обмена документами не будет использоваться такой критерий отбора банков-агентов, как организация точек обслуживания клиентов в местах подразделений разорившегося банка», — пояснили в министерстве.
«Известия» напоминают: действующая схема работает с 2004 года, с момента возникновения в РФ системы страхования вкладов. Руководитель АСВ Игорь Исаев еще в 2017-м озвучивал намерения агентства изменить схему выплат страхового возмещения гражданам и расширить доступ к услугам через дистанционные каналы. Однако для этого требовался доступ к идентификации вкладчиков без их личной явки и предъявления паспорта. Кроме того, АСВ требовались полномочия для дистанционного приема заявлений по «электронки» и осуществлении на их основании денежных расчетов. В проекте подготовленного Минфином закона содержатся такие полномочия, отмечают в АСВ.
Банкиры отсеют «чужих»
Большинство вкладчиков в первые дни выплат обращаются за возмещением. Из-за этого скапливаются большие очереди, рассказал директор по развитию розничного бизнеса Почта Банка Григорий Бабаджанян. Внедрение новой технологии поможет справиться с проблемой очередей, но потребует поддержания качественного уровня безопасности при идентификации, обработке информации и передаче персональных данных клиента.
Преимуществом подготовленного Минфином документа называют упрощение порядка страхового возмещения. Дистанционные каналы позволяют клиентам в сжатые сроки и без очередей получить денежные средства, поясняет замглавы департамента розничных продуктов банка ВТБ Юлия Деменюк. Для кредитных организаций эта технология станет преимуществом, поскольку позволит сократить трудозатраты и очереди в отделениях.
По мнению исполнительного директора по технологиям Росгосстрах Банка Олега Галеева, в ходе внедрения новаций могут возникнуть риски, но в дальнейшем система значительно упростит процесс получения денег клиентами лопнувших банков. В настоящее время на качество организации выплат влияют:
- размер портфеля лишенного лицензии банка;
- структура портфеля и региональная концентрация.
В отдельных случаях банк-агент вынужден пересматривать процессы инкассации и выделять дополнительные средства банковским отделениям. Галеев отмечает, что в таких ситуациях приходится усиливать охрану, увеличивать пропускную способность банковских офисов и стараться свести к минимуму волнения вкладчиков.
Система взаимодействия с вкладчиками в режиме онлайн облегчит работу АСВ. Имевшим кредиты в проблемных банкам вкладчикам также станет проще вносить платежи. Будет создан электронный сервис, который позволит погашать обязательства в режиме онлайн. В личном кабинете будет доступна информация о состоянии расчетов, станет возможным заказ необходимых справок и информирования о намерениях досрочного погашения займа. Вкладчик-«превышенец» сможет через личный кабинет получать актуальную информацию о выплатах в ходе процесса ликвидации кредитно-финансовой организации.
Авторы законопроекта в пояснительной записке констатируют растущую динамику числа взаимодействующих в АСВ граждан и организаций. Начиная с 2004 года, агентством выплачено возмещение вкладчикам свыше 475 банков. Страховые средства (1,89 трлн. руб.) получили почти 4 миллиона россиян.
Такое решение очевидно и снимет часть напряженности среди пострадавших клиентов. Ибо, ничто так не способствует социальному напряжению, как неконтролируемая очередь.
Подруга добилась только того, что ей вернули лишь 1/10 часть вклада, который был в лопнувшем банке! Зато кредиты с людей — они пытаются выбить в полном объеме, еще и с процентами.
Хорошая инициатива на самом деле, главное, чтобы это работало должным образом и соблюдались сроки возвращения средств пострадавшим клиентам проблемных банков. Ведь насколько быстрее и удобнее получится взаимодействовать с АСВ через интернет.
Давно пора было сделать подобное нововведение. Я считаю, что очереди — это пережиток советских времен. Главное, чтоб вкладчикам компенсировали всю сумму вложенных средств.
Вообще все услуги должны быть интерактивными, а если очереди, то электронные. Не понятно почему только 1.4 млн. рублей можно получить, а не всю сумму.
Очень хорошая новость для пострадавших кладчиков, да еще и онлайн, дома на диване. Главное, чтобы на самом деле все работало!