Просчеты алгоритмов обошлись крупнейшей российской финансовой организации в миллиарды рублей. Банк учился на таких ошибках, но пока еще искусственный интеллект (ИИ) не способен оценивать правильность принимаемых решений. Его преимущество – в способности выполнять повседневные рутинные задачи, заявил глава Сбербанка Герман Греф.
Дорогой помощник
В ходе выступления на «Уроке цифры» в частной московской школе Греф признался, что несовершенство ИИ-технологии обошлось Сбербанку в «миллиарды рублей», пишет «Газета.Ru». Но речь идет не о прямых убытках, а о прибыли, которую могла бы получить кредитная организация.
«Искусственный интеллект принимает решение, как правило, в больших системах. И маленькая ошибка, закравшаяся в алгоритм, может приводить к очень большим последствиям. В нашей практике мы теряли большие деньги на этом», — отметил банкир.
Специалисты Сбербанка учились на подобных ошибках и исправляли их: применяли всевозможные фильтры для калибровки и верификации системы искусственного интеллекта. При этом нейросети способны эффективно решать повседневные, неинтересные задачи, связанные с большим объемом вычислений, подчеркнул Греф.
«Такие достаточно операционные задачи, которые человек может исполнять механически, эти все задачи уйдут на исполнение искусственного интеллекта», — прогнозирует руководитель банка.
Машины вынуждают людей совершенствоваться
Внедрение в Сбербанке искусственного интеллекта уже обернулось увольнением части сотрудников. Так, в 2018-м под сокращение попали 5,5 тыс. человек, что соответствует 2,2% от всего персонала. Зато оставшиеся оказались в выигрыше – получили 10-процентную прибавку к зарплате.
Минувшей осенью Греф пояснял сокращение штата внедрением искусственного интеллекта. Более всего от автоматизации пострадали менеджеры среднего звена, занимавшиеся простыми операциями: до 70% таких сотрудников были уволены. Но все же большинство после переобучения вернулось на работу и теперь эти люди занимаются более квалифицированными задачами.
Ранее в интервью ТАСС глава Сбербанка рассказал, что работа персонала компании оценивается при помощи специальной платформы, которая базируется на технологиях assessment и performance management. Туда стекается информация о каждом сотруднике и ежеквартально выставляются отметки по системе эффективности «5+» с учетом текущей деятельности и соответствия принципам корпоративной культуры.
О министерстве ИИ
Кроме того, Греф выдвигал инициативу о создании в России специального министерства по искусственному интеллекту. На Сочинском форуме-2018 он отмечал, что практически весь бизнес начинает заниматься нейросетями. Искусственный интеллект становится глобальным трендом, поэтому государству тоже следует развивать это направление.
«Я не думаю, что это только PR-задача. Конечно, это PR, с одной стороны, с другой стороны, надо хорошо подумать, может быть, имеет смысл такое министерство и создать», — говорил глава Сбербанка.
В качестве примера он привел ОАЭ, где уже имеется 26-летний министр по искусственному интеллекту. Герман Греф также рассказал, что в 2017-м Сбербанку удалось практически «из ничего» получить $50 млн. Для этого банк просто применил в риск-менеджменте методологию психологического прототипирования Big Five профессора Михала Косински из Стэнфорда. В целом же доходы кредитной организации от внедрения искусственного интеллекта Греф оценил в $2-3 млрд. в год.
О будущем людей и роботов
О перспективах искусственного интеллекта председатель правления Сбербанка поговорил с андроидом Софией из Саудовской Аравии. По мнению Грефа, человечеству гораздо больше пользы принесет думающий робот, чем кирка и молоток. Робот София в ходе беседы посетовала на Голливуд: если бы не фильмы о Терминаторе, люди терпимее бы относились к машинам.
На том же форуме в Сочи обговаривалась и проблема сокращения рабочих мест из-за цифровизации. Результаты исследования McKinsey неутешительны: к 2030 году автоматизация лишит работы 800 млн. жителей планеты. Это вчетверо больше нынешнего показателя безработицы. Однако Герман Греф был оптимистичен: одновременно с сокращением будут создаваться новые рабочие места. К 2030-му их будет порядка 890 миллионов.
«Это к вопросу о том, какой мощной должна быть инфраструктура подготовки общества к этой трансформации», — резюмировал президент Сбербанка.
Без всяких сомнений робот обойдется работодателю дешевле не желе сотрудник в виде живого человека. Но, все-таки мне кажется, что живой человек лучше робота.
Что ж, всё новое находит себе дорогу с трудом… Но это не значит, что надо отказываться от этой системы — надо просто-напросто сделать выводы и исправить ошибки!