При упоминании о коллекторах воображение невольно рисует здоровенных амбалов, вооруженных битами или иными предметами, наводящими ужас на нерадивого неплательщика. Однако на деле большинство взыскателей долгов – ничем не выделяются среди других граждан. Их отличие заключено лишь в специфике работы — не самой приятной, но вполне законной. При этом ни в вузах, ни в лицеях такой профессии не обучают. «Обозреватель» выяснил откуда коллекторские компании черпают свои кадры и какие «сюрпризы» ожидают злостных должников.
Кадровый потенциал коллекторов
Коллекторскую профессию осваивают в основном три категории украинцев. Первую составляют бывшие сотрудники силовых ведомств: не прошедшие переаттестацию либо уволенные из органов по каким-то причинам. Им практически не приходится переучиваться: многие имеют характерную внешность, обучены приемам давления, включая и «психологические атаки».
Другая категория – экс-сотрудники исполнительной службы. У них достаточно знаний и богатый опыт взыскания долгов. Третью категорию представляют юристы, которые остались без работы вследствие ликвидации проблемных банков. В отличие от силовиков, у «интеллигентов» отсутствует опыт «прессинга», поэтому коллекторские компании нередко проводят для персонала специальное обучение.
Тренинги для взыскателей долгов
Ошибочно считать, что в ходе тренингов коллекторов учат угрожать должникам словесно или прибегать к физическому насилию. Напротив – работу профессиональных взыскателей пытаются легитимизировать по-максимуму: и с юридической, и с морально этической стороны.
После такого обучения сотрудник коллекторской компании чувствует себя воином добра, добивающимся торжества справедливости. Граждане негативно относятся к деятельности сборщиков долгов, но если говорить откровенно – должник в любом случае не прав. Одолженные на время средства следует возвращать, а если заемщик отказывается добровольно выполнять обязательства перед кредитором — кто-то должен заставить его платить по счетам. Поэтому коллекторы действуют на законных основаниях, руководствуясь не только нормативными актами, но и принципом справедливости.
При этом моральное право субъекта, не желающего по каким-то причинам отдавать долг, в расчет не берется. Его даже намеренно максимально демонизируют, чтобы у коллектора была уверенность в необходимости наказать «негодяя» по всей строгости. Подобная мотивация приносит ощутимые результаты.
Хитрости мобильных групп
Хорошо обученные и психологически подготовленные взыскатели формируются в «мобильные группы» по 3-6 человек. Убедить должника в необходимости возврата заемных средств может и один коллектор, но массовость требуется в качестве дополнительного фактора психологического воздействия. Когда визит наносит целая группа людей – испугается любой смельчак. При этом «солирует» обычно лишь один из нежданных гостей.
Главная задача мобильных групп — убеждение клиента приехать в офис компании для начала переговоров. Чтобы добиться его согласия взыскателям разрешено использовать всевозможные «заманухи», среди которых:
- привлекательные варианты частичного погашения долга;
- реструктуризация;
- оплата долга посредством предоставления квартиры в аренду и т.п.
Вариантов может быть бесконечно много, ведь необходимо расшевелить клиента, заставить наладить контакт с кредитором.
Мелкие пакости и большие проблемы
Зачастую уже в офисе выясняется, что легких условий избавления от долгов совершенно не предусмотрено – должник якобы «не так понял». Однако обратной дороги нет: начало диалога с коллекторской организацией означает, что теперь от должника точно не отстанут.
Взыскатели лишь на начальной стадии ведут утомительные переговоры. Далее разговор короткий: либо соглашаешься платить по договоренности, либо придется существовать в ожидании постоянных неприятностей. Поначалу коллекторы устраивают мелкие пакости: заливают клеем замки, режут провода электричества, интернета.
К особой изобретательности взыскатели не прибегают. Могут под видом электрика прислать своего человека для порчи счетчика или попытаться выписать жильцов на основании документов о праве собственности на квартиру. Нередко звонят работодателю, коллегам, запугивают родственников, друзей, соседей по подъезду.
В редких случаях, если речь идет о ликвидных активах, коллекторы нанимают «титушек», которые производят захват объекта. Ужесточение методов произошло лишь пару лет назад, но взыскатели практически переступили грань дозволенного, поэтому должнику стоит самому проявить заинтересованность в мирном решении проблем с кредиторами. Тем, у кого нет ни денег, ни собственности, вероятно, придется несладко.
Не исключено, что переставшим оплачивать кредиты с 2008-го после долгого затишья придется напрячься. Времена изменились: в любой день им могут неожиданно позвонить по телефону либо в дверь…
Действия коллекторских фирм имеют определенную лигитимизацию: если должник не желает платить, его следует заставить. Но с другой стороны, у неплательщика наверняка имеются дети, престарелые родители, и его позиция также имеет право на существование.
Таким образом, лишь при сохранении баланса интересов обеих сторон можно будет констатировать, что рынок коллекторских услуг в Украине работает цивилизованно и легитимно.
Коллекторы никогда сами не изменятся без грамотно и четко прописанной законодательной базы, но это быстро никак не сделаешь.
Мелкие пакости — еще полбеды, коллекторы ведь избить даже могут. Надо сказать, криминальная профессия, где-то коллекторов даже к киллерам приравнять можно.
У меня знакомый должен был 500000$ Я едва его знаю. На меня было совершенно 3 покушения, натравили провокаторов и запихнули в психиатрическую больницу города Харькова. Надписи на стенах, угрозы по телефону, троллинг в соц сетях, поджоги квартир и машин…Все это коллекторы) Иногда их путают со штабом пропаганды и агитации, но ничего страшного.
Давно пора придумать какой-то закон запрещающий работу коллекторов. Почему раньше у неплательщиков забирали долги через суд, а теперь сомнительные личности, которые не пригодились на своей работе ходят и выбивают из должников деньги.
Коллекторы ведут себя как отпетые бандиты — давно пора поставить их «в рамки» закона. А вообще, на любого коллектора есть управа — заявление на его действия в полицию.
Да, конечно, долг взял — нужно отдать. Но с другой стороны, ростовщичество — грех. Работать коллектором в Украине, когда государство большую часть населения поставило на колени и зажало в тиски — аморально. Коллекторы. Это слово ассоциируется у меня с мразью из канализационного коллектора.
То, что долги нужно отдавать сомнений не вызывает, но почему необходимо действовать такими методами как захват объекта или целенаправленная порча имущества? А легитимизировать службу с такими способами давления на людей вряд ли удастся.
Я думаю не змінються ніколи, а банкам тільки на руку це, тому що ніхто не хоче мати справу з проблемними позичальниками.