В последние годы жесткая бюджетная политика весьма популярна среди покупателей облигаций. Однако план России влить десятки миллиардов долларов в стагнирующую экономику способен ее разрушить.
По мнению аналитика Альфа-Банка Наталии Орловой, бюджетное правило позволило России наращивать резервы. Была надежда, что механизм экономии будет работать и дальше. Но решение черпать из Фонда средства она называет «еще одним ударом по доверию», пишет портал ProFinance.
Забота или популизм?
В свое время Фонд создавался для помощи правительству в условиях снижения цен на нефть и санкционного давления. Геополитическая нестабильность не способствует притоку иностранных инвестиций в страну. При этом снижение доходов и покупательской способности россиян, а вместе с тем и популярности Владимира Путина, заставляют власти изыскивать средства на улучшение качества жизни.
По некоторым оценкам, в 2020-м на эти цели может быть израсходовано до $55 млрд. Такие траты разрушат главный принцип бюджетного правила, защищающего отечественную экономику при нестабильности цен на углеводороды. Согласно введенному в начале 2017 года правилу, доходы от экспорта нефти, превышающие $40 за баррель, правительству следует накапливать в валютных резервах, чтобы не способствовать разгону инфляции.
Аналитик S&P Global Ratings в Лондоне Карен Вартапетов отмечает: нынешними фискальными стандартами предусмотрено сохранение непредвиденных доходов от нефти с последующим инвестированием за рубеж. Этот фактор в течение последних двух лет позволял России возможность избегать голландского синдрома.
Эксперты МВФ не советуют руководству РФ использовать накопления для «квазисуверенной деятельности». Позицию они аргументируют тем, что стране следует сохранить ресурсы для потомков. Жесткая бюджетная политика доказала эффективность: в 2019-м страна опередила, а рубль даже в условиях санкций смог обойти все основные валюты.
Раскол между Минфином и ЦБ
План правительства обернулся расколом между главными финансовыми институтами: Минфин предлагает потратить средства, тогда как Банк России предупреждает об инфляции и рисках обратного эффекта.
«Использование средств из Фонда благосостояния поможет поддержать рост, но, вероятно, только в краткосрочной перспективе. Нет смысла нарушать бюджетное правило. Увеличить расходы можно и другими средствами, которые не будут подрывать стабильность и мешать развитию России», — полагает экономист Bloomberg Economics.Скотт Джонсон.
Законодательство разрешает кабмину инвестировать средства Фонда благосостояния в национальные проекты при условии 7-процентного превышения ликвидной части от ВВП. Правительство рассчитывает в начале будущего года преодолеть необходимый барьер в $105 млрд. при условии сохранения нефтяных цен.
Нынешний размер «неприкосновенного запаса» составляет лишь $59 млрд., однако до конца месяца в Фонд пополнится новой порцией сэкономленных в соответствии с бюджетным правилом средств. Ожидается, увеличение его размера до $125 млрд.
Экономист ING Groep NV Дмитрий Долгин прогнозирует до конца 2020-го увеличение «закромов» Фонда до отметки $200 млрд. Таким образом правительство сможет израсходовать порядка 3,5 трлн. руб. или $55,4 млрд.
После перечисления средств в рамках бюджетного правила, Фонд благосостояния удвоится. По мнению первого вице-премьера, профицит следует использовать на реализацию внутренних проектов. Надо отметить, что ранее Антона Силуанова напротив призывал тратить деньги за пределами страны, что ограничит побочные экономические эффекты.
Зато глава Центробанка Эльвира Набиуллина призвала повысить планку ликвидной части накоплений. Силуанов на минувшей неделе заявил о несогласии с предложением регулятора.
«Это не значит, что мы все доходы сверх 7% будем тратить. Такой нет задачи. Какие-то целевые решения можем принимать, и Фонд национального благосостояния будет дальше пополняться», — пояснил он позицию.
Значимость прецедента
Но эксперты называют важным не суммы, а сам факт нарушения правила, служившего фундаментом надежности российской экономики. Возглавляющий аналитическую группу по суверенным рейтингам Fitch Ratings Ltd в Лондоне Эрик Ариспе предупреждает: такие изменения открывают возможности для внесения корректировок и в дальнейшем.
«Что произойдет через год или два, если рост не ускорится, какие тогда будут приняты меры? Попытаются ли они инвестировать еще больше?» — задает риторический вопрос представитель Fitch.
Дебильный перевод. Редактор, похоже, совсем нюх потерял. «ранее Антона Силуанова напротив призывал тратить деньги» — неужели не стыдно за корявость?