В 2014-м Евросоюз грозил России отключением от SWIFT, но на деле побоялся реализовать угрозы. Британия может вновь актуализировать этот вопрос. Но удастся ли Лондону без поддержки Брюсселя настоять на отключении российских банков от международной системы, как было в свое время с Ираном?
Немецкие СМИ предположили, что в качестве санкций против России Британия может инициировать отключение финансовых учреждений оппонента от SWIFT, рассказывает «Взгляд». Запад уже пытался запугать непокорного восточного соседа подобной мерой, но дальше слов дело не пошло. Однако в истории есть прецедент лишения доступа к международной системы: в свое время так поступили с 14 банками Ирана.
Нынешняя угроза исходит не от коллективной Европы, а исключительно от Великобритании, которая в скором времени покинет Евросоюз. Сумеет ли Лондон в одиночку повторить «иранский пример» с российскими банками?
«Максимум, на что может пойти Британия, – это запретить своим банкам взаимодействовать с Россией, но самостоятельно закрыть SWIFT они технически не смогут. Здесь должно быть решение Евросоюза, так как SWIFT – европейская компания. Позиция США тоже может повлиять на решение, но только политически», — считает первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова.
Что представляет собой SWIFT
Международная система связывает меж собой свыше 9 тысяч финансовых институтов. Она предназначена для обмена информацией между банковскими учреждениями и участниками фондового рынка, но в то же время эта организация негосударственная. SWIFT имеет централизованную структуру, которая управляется из штаб-квартиры в Брюсселе. Информационные потоки сети проходят через операционные центры, один из которых находится в Нидерландах, другой – в США.
Гендиректор инвестиционной компании «Харитонов капитал» Максим Харитонов поясняет, что с организационной точки зрения SWIFT принадлежит членам сообщества – банкам и другим коммерческим структурам, которых насчитывается более 9 тысяч. В то же время это не означает невозможности отключения России об общей системы платежей.
«Оставаясь международной, SWIFT зарегистрирована в Бельгии, следовательно, она подчиняется законам этого государства, входящего в структуру ЕС, и обязана исполнять решение надгосударственных структур», — говорит Харитонов.
В связи с этим можно вспомнить отключение от системы Ирана. После принятия решения Евросоюзом и присоединения к нему Бельгии, SWIFT не могла его игнорировать. Теоретически, частная структура не обязана прислушиваться к рекомендациям Совета ЕС, но в реальности такое маловероятно.
По мнению Кирилла Яковенко из «Алоэ Брокер», технически отключение от SWIFT выглядит как «выковыривание» банков из системы поодиночке. Программистам IT-системы на это потребуются тысячи человеко-часов. И если в Иране было заблокировано 14 банков, то в России таких финансовых учреждений сотни.
Реальны ли угрозы британцев
Харитонов считает, что Лондону придется приложить слишком много сил для отключения российских банков от международной системы.
«Великобритании придется лоббировать эту инициативу на уровне Европейского совета, который уже отказывался от такой идеи на пике санкционного противостояния с Москвой, признавая существенные риски для всей европейской и мировой банковской системы вследствие изоляции российского банковского сектора. Вряд ли Совет передумает сейчас, да еще и под давлением Великобритании, которая одной ногой из единого финансового сектора Европы уже вышла, и в условиях начала торговой войны с США», — констатирует эксперт.
Яковенко разделяет мнение Харитонова и добавляет, что для коммерческой структуры потеря второго по числу транзакций клиента – весьма невыгодно, поэтому организация может пойти на отключение исключительно под мощным давлением. Это возможно, если США, к примеру, выдвинут ультиматум типа либо мы остается клиентами, либо Россия…
При отсутствии возможностей повлиять на ситуацию со SWIFT, Британия может заставить свои банки прекратить сотрудничество с российскими партнерами. Но и этот шаг маловероятен.
«Это значит парализовать работу собственных банков на несколько недель, потерять несколько сотен миллионов фунтов стерлингов налогоплательщиков. Власти Великобритании никогда не пойдут на такой политический риск, ведь рядового англичанина мало волнуют детали конфликта с отравлением Скрипаля», — говорит Яковенко.
Выиграют россияне?
Очередной шантаж России отключением от SWIFT, как ни странно, может оказаться ей на руку. После первых угроз российские специалисты приступили к разработке альтернативной системы СПФС. Она представляет собой межбанковскую сеть для передачи финансовой информации и позволяет совершать платежи.
С конца 2014-го к ней подключилось порядка 400 банков, многие из которых сделали это в течение первого года работы отечественной системы. Но как только угрозы отключения от SWIFT миновали, пропал интерес и к СПФС.
«Сейчас российская система используется как резервная, через нее проходит не более 5% всех сообщений. Соревноваться с международной SWIFT с ее 9 тыс. банков и 40-процентными скидками за объем сообщений российской системе крайне сложно. Лондон же по факту такими громкими заявлениями стимулирует развитие СПФС», — констатирует Максим Харитонов.
Кирилл Яковенко считает, что острые угрозы будут стимулировать российских разработчиков доводить до совершенства альтернативные системы. На сегодня при гипотетическом отключении от SWIFT можно оценить готовность России в 50-60%.
Ключевой недостаток СПФС заключен в том, что финансовая коммуникация через нее возможна лишь на территории России. В перспективе к сети будут подключены банки стран ЕАЭС, БРИКС, коммерческие и государственные компании, но пока это остается лишь планами. Российские банки ведут операции в разных точках мира и обеспечить коммуникации в настоящее время способна лишь система SWIFT.
«Однако в мире есть стремление к переходу на новую, более совершенную систему, чем SWIFT, основанную на блокчейне, которая бы отвечала современным требованиям. Пока это только пожелания, но эти пожелания очень серьезны, и Россия движется здесь вместе со своими западными коллегами. Так что к моменту, когда Запад все же созреет отключить нас от SWIFT, это может быть уже совсем неактуально», — считает Тамара Касьянова.
К слову, имеется неподтвержденная официально информация о тестировании Альфа-банком блокчейн-системы Universa в качестве альтернативы SWIFT. Эта платформа уже активно работает в Китае и Малайзии.
- Ваш комментарий будет первым...