Такая мера направлена на борьбу с серым экспортом бензина, который, по мнению регуляторов и участников рынка, является одной из причин повышения оптовых цен в последние месяцы. Проблема обострилась в 2022 году. Из-за санкций и падения оптовых цен на топливо, российским экспортерам, включая не связанных с нефтекомпаниями трейдеров, стало выгодно закупать топливо на внутреннем рынке и экспортировать его. В этом случае экспортер получал топливо по цене, сниженной на величину демпфера.
Как пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на несколько источников, Минэнерго ведет обсуждение с правительством проекта документа, который предполагает ограничение экспорта бензина. В рамках этого проекта планируется создание закрытого списка нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которым будет разрешено поставлять топливо на экспорт.
Целью этой меры является борьба с серым экспортом бензина, который, по мнению регуляторов и участников рынка, является одной из причин повышения оптовых цен в последние месяцы.
Два источника сообщили, что Минэнерго уже направило предложения вице-премьеру по топливно-энергетическому комплексу Александру Новаку. На совещании с нефтекомпаниями 30 июня Новак поручил ФАС и Минэнерго разработать меры по предотвращению серого экспорта.
Напомним, проблема обострилась в прошлом году. Из-за санкций и падения оптовых цен на топливо, российским экспортерам, включая не связанных с нефтекомпаниями трейдеров, стало выгодно закупать топливо на внутреннем рынке и экспортировать его. В этом случае экспортер получал топливо по цене, сниженной на величину демпфера. Даже с учетом уплаты акциза и НДС, что не требуется при нормальном экспорте, такие сделки оставались выгодными.
Правительство предприняло попытки пресечь серый экспорт, но полностью этого сделать не удалось. В 2023 году была введена заградительная пошлина в размере 20 тысяч рублей за тонну на экспорт бензина и дизтоплива, за которые уже был уплачен демпфер. Однако эта пошлина не распространилась на НПЗ, поэтому некоторые экспортеры продолжают использовать схемы серого экспорта.
По мнению собеседников издания «Ъ», основной упор должен быть сделан на средние и мини-НПЗ, которые не производят товарный продукт. Они считают, что ограничения должны быть наложены именно на эти предприятия.
Ранее аналитик центра Независимого топливного союза Григорий Баженов объяснил подорожание топлива появлением экспортных аналогов, растущими ценами на нефть и нефтепродукты. Также курс нацвалюты сказывается на цене бензина, по его мнению. Среди мер, которые можно предпринять для прекращения скачков цен на бензин, аналитик назвал отмену топливного демпфера.
- Ваш комментарий будет первым...