После кризиса украинские банки перестали выдавать кредиты частным лицам и бизнесу, хотя многие граждане нуждаются в заемных средствах. Пустующую нишу способно заполнить взаимное кредитование peer-to-peer, считает сооснователь компании Bona Cousa Михаил Шаинский.
По словам Шаинского, в последнее время услуга небанковского финансирования становится все более востребованной. Поэтому функции Bona Cousa он видит в посредничестве между частными инвесторами и заемщиками. Условия кредитования в сегменте peer-to-peer (P2P) обговариваются индивидуально, но компании следует обеспечить сделке максимальную прозрачность, юридическую грамотность и взаимовыгоду.
Процесс оформления займа выглядит следующим образом. Допустим, потенциальный заемщик обращается в Bona Cousa с просьбой о предоставлении 80 тыс. долл. В качестве обеспечения он имеет квартиру на Печерске стоимостью порядка 120 тыс. долл. Компания убеждается, что недвижимость не фигурирует в судебных спорах и не выступает залогом по ранее полученной ссуде. Если претензий не имеется – сотрудники Bona Cousa подыскивают заявителю инвестора. Далее стороны встречаются в присутствии представителя компании, договариваются об условиях и заключают договор через нотариуса.
Инвесторами могут выступать как жители Украины, так и зарубежные партнеры, которых объединяет недоверие к банкам. Первыми кредиторами были друзья сотрудников компании. Позже они начали подключать своих родственников и знакомых. С новыми инвесторами обязательно проводится собеседование, проверяются их документы и состоятельность.
Отличие Peer-to-peer от банковских услуг
Традиционные банки требуют от клиентов пакет документов, оценивают залоговое имущество, настаивают на страховке. На все это уходит масса времени и нервов. При этом положительное решение о кредитовании не гарантировано.
В Bona Cousa все намного проще. Заемщик получает средства, не превышающие 70% от оценочной стоимости недвижимости. В среднем ставка по такому кредиту порядка 24% годовых без скрытых платежей, комиссий и страховок.
С проблемными заемщиками инвесторы предпочитают общаться сами. При этом нормативно-правовая база в любом случае обеспечивает им возврат средств. Обеим сторонам выгоднее договориться, чем вести войны. Если требуется помощь, то Bona Cousa также подключается к решению проблем.
Финансовые отношения не обходятся без рисков. Встречаются недобросовестные клиенты, пытающие занять деньги под купленное в браке жилье или квартиры, где прописаны несовершеннолетние. Но Bona Cousa дорожит своим реноме, поэтому при малейшем сомнении в порядочности заемщика, ему попросту отказывают.
Компания годами зарабатывала репутацию, действует лишь в правовом поле, поэтому предпочитает потерю прибыли втягиванию в судебные разбирательства с людьми, желающими «провернуть» авантюрную сделку, резюмирует сооснователь Bona Cousa.
Кредити,власне,- невід’ємна частина життя певної кількості людей. Беручи кредит, людина допомагає і собі, і банку. Але зараз небагато справді надійних компаній, які провірені роками.І, звісно, економічна ситуація в країні додає неспокою людям, у яких зараз є непогашений кредит, особливо у доларах.
Лучше, конечно, кредитов не брать. Никогда. Особенно в Украине. Но это легко говорить. Если все-таки берете под залог имущества, значит, должны быть уверены, что выполните условия договора. Они все расписаны у «Бона Коуса», и понятны любому. Но если не способны выполнить свою часть договора, и все-таки берете кредит, то лучше, чтобы под залог не той собственности, где живете сами, или планируете для детей. А так-то все чисто и прозрачно, да, но это ж КРЕДИТ…