В 2015-м глава МВД отрапортовал об аресте 2,6 млрд. грн., находящихся на счетах банка ВБР. Арсен Аваков заявил, что заработанные преступным путем средства принадлежат главному акционеру банка Александру Януковичу и близким к нему лицам. В силовом ведомстве и сейчас не отрекаются от своих слов, но проблема в том, что «грязные деньги» исчезли.
Молодые донецкие банкиры
Всеукраинский банк развития (ВБР) был учрежден семьей Януковича в 2009 году. Возглавила его Валентина Арбузова, мать бывшего вице-премьера Сергея Арбузова. Несмотря на стагнацию банковского сектора, Янукович-младший буквально за несколько лет превратился в одного из успешнейших банкиров Украины, рассказывает «Экономическая правда». Активы сына тогдашнего президента росли как на дрожжах: по сотне процентов, в основном за счет корпоративных клиентов из госсектора.
Революция достоинства внесла в жизнь свои коррективы: Януковичу-старшему пришлось распрощаться с президентским креслом, его сыну — с банковским бизнесом. В 2014-м в ВБР была введена временная администрация на основании персональных санкций ЕС. Несколько позже новый министр внутренних дел заявил об аресте «преступных доходов».
Громкий арест
По словам Авакова, суммарно на счетах ВБР было арестовано 2,6 млрд. грн. Средства принадлежали как физическим, так и юридическим лицам. Сам Александр Янукович всячески отрицал причастность к размещенным в банке деньгам: якобы клиенты не были связаны с владельцем кредитной организации. Исключение составляли лишь средства компаний, входящих в МАКО холдинг, подконтрольный Януковичу-младшему.
Остается неизвестным, насколько успешно продвигалось следствие, удалось ли правоохранителям отыскать коррупционные связи по другим счетам, но новую огласку дело получило в 2017-м. Этому способствовали судебные решения о снятии арестов со счетов в ВБР. В итоге владельцы успели перевести часть средств в иные банки.
Известно, что 300 млн. грн. «перешли» в принадлежащий Петру Порошенко Международный инвестиционный банк. Также СМИ сообщали о миллионах, переведенных в «Глобус» и «Альфу». После обнародования данной информации, Генпрокуратура (ГПУ) заявила о повторном аресте денег. Сведения якобы поступили от добросовестных банковских сотрудников, предупредивших о сомнительных операциях.
Деньги любят тишину
Однако в очередной раз банкиры оказались недобросовестными и не стали сообщать в ГПУ о снятии арестов со счетов. В начале апреля журналисты «Украинской правды» (УП) случайно узнали о двух решениях Печерского райсуда Киева о снятии арестов со счетов предприятий в ВБР. По версии следствия, именно эти компании использовались Януковичем для легализации коррупционных средств. После публикации соответствующей информации в СМИ, суд сделал официальное заявление.
«Сообщаем, что ни в каких документах, предоставленных в суд органом досудебного расследования, отмеченная фамилия (Александра Януковича. — ЭП) не указывалась», — сообщили представители Печерского суда.
«Украинская правда» попыталась получить комментарий в Генпрокуратуре, но ее перенаправили в Нацполицию, сославшись на то, что именно эта структура занимается «банковским делом». Объяснение полиции лишь частично прояснило ситуацию: большинство вопросов, в т.ч. об объявлении подозрений фигурантам, остались без ответа. Но все же правоохранители подтвердили: аресты были сняты со счетов, связанных с Александром Януковичем.
«В этом банке были счета предприятий, которые имеют признаки фиктивности. На этих счетах хранились значительные суммы, происхождение которых ничем не было подтверждено. Поэтому у следователей есть аргументированные основания считать, что они могут быть связаны с Януковичем», — заявил спикер Нацполиции Ярослав Тракало.
Он добавил, что речь идет о компаниях: «Аранит К», «Квардис Н», «Типикон А», «Вектор-перспектива», «Компания по управлению активами «ВБР-инвест», «Ди соуз» и «Лайтрум». Тракало отметил, что следователь неоднократно обращался в ГПУ с просьбой о наложении ареста, но его ходатайство так и не было удовлетворено.
Ловкая схема
Генпрокуратура в свою очередь заявила, что лишь в апреле 2018-го узнала о решении Печерского райсуда от Главного следственного управления (ГСУ) Нацполиции. Также в прокуратуре сообщили, что ГСУ намерено провести расследование по факту исчезновения денег. Пока следственные органы ищут виновных, ЭП решила через Фонд гарантирования вкладов узнать: остались ли средства на счетах в ВБР.
В Фонде отказались называть сумму арестованных средств, ссылаясь на тайну следствия. На условиях анонимности один из представителей Нацбанка сообщил редакции, что денег на связанных с Януковичем-младшим счетах в ВБР практически не осталось.
«Когда суды сняли аресты со счетов компаний, средства были переведены в другие банки», — сообщил банкир и добавил, что исключение составляют 559 млн. грн, находящиеся в 9-й очереди акцептирующих требований кредиторов.
Для справки: перед началось процедуры ликвидации неплатежеспособного банка формируется реестр акцептующих требований кредиторов, которые удовлетворяются по мере реализации активов банка. К первым очередям относятся зарплаты банковскому персоналу, деньги Фонда гарантирования вкладов, вкладчиков-физлиц, Нацбанка и т.д. Средства юрлиц на банковских счетах включаются в список акцептирующего кредитора 7-й очереди, а средства связанных с банком лиц – в 9-ю очередь требований.
Таким образом, 559 миллионов принадлежат Януковичу-младшему и структурам холдинга МАКО. Но фактически они существуют только на бумаге – банковских активов попросту не хватит для удовлетворения требований кредиторов 9-й очереди. Большинство арестованных средств были отнесены к 7-й очереди, поскольку следствием до сих пор не доказана их связь с главным акционером банка.
Источники ЭП считают, что активы банка покроют не более 80% требований 7-й очереди. В настоящее время уже выплачено порядка 70% из 4,9 млрд. грн. Поэтому о принадлежащих компаниям Януковича 559 миллионах можно попросту забыть.
Грустный эпилог
Получается, что денег на счетах ВБР больше нет. Миллиарды, которые связывали с сыном экс-президента, получили компании из 7-й очереди и успешно перевели в другие банки. Так что громкое заявление Авакова об аресте 2,6 млрд. грн. оказалось преждевременным… Проблема в том, что за несколько лет органы следствия так и не смогли доказать принадлежность этих денег владельцу банка.
Эти миллиарды гривен теперь уже в более надежном месте, чем были ранее. Доказывать их принадлежность кому-то, считаю было просто отвлекающим маневром, чтобы они спокойно перекочевали в другой карман.
На самом деле проследить происхождение денег и путь, по которому они были выведены из банка — труда не составляет. Для этого не надо многочисленных комиссий и многолетних поисков. А система в который раз доказала свою несостоятельность и преступную безответственность.
какой беспредел, что хотят, то и творят, придумывают хирые схемы, подкупают, и все равно деньги крутятся. Вот было бы хорошо,если бы эти деньги пошли в бюджет.
Понятно одно – любая власть не чиста на руку, только и думает – где, что, у кого и как прибрать. Вот и деньги этого банка, оставшегося без прежнего владельца тут же прибрали.
Всегда если есть сомнения по поводу происхождения больших денег и еще когда они под арестом, есть стремление их спрятать…
Я думаю все знали, куда и когда ушли деньги со счета. Скорее всего переведены они подконтрольным структурам госчиновникам. Поэтому все и молчат.
Неожиданный эпилог. Получается несколько лет расследовали, но не понятно даже кому принадлежали арестованные деньги. А они ещё и пропали! И что дальше?
Почему неожиданный эпилог? Всё как всегда. Громкие заявления об аресте денег, аресте высоких чиновников — результат очень даже традиционный. Денег нет и никто в тюрьме не сидит.
Деньги не могут исчезнуть бесследно, а значит, те кто их искали, получили свою долю, и молчат в тряпочку.