Агентство Fitch не прогнозирует снижения рейтингов российских банков из-за последних санкций США. Большинство рейтингуемых финансовых организаций не связаны с попавшими под ограничения лицами и компаниями. Выдававшие кредиты либо покупавшие ценные бумаги подсанкционных субъектов банков при необходимости сумеют покрыть убытки.
В международном агентстве Fitch считают, что введенные в начале апреля санкции не окажут «непосредственное влияние на рейтинги» российских банков. Однако предупреждают: если кредитные организации продолжат взаимодействовать с внесенными в «черный список» США лицами и предприятиями, они сами могут оказаться под санкциями, пишет РБК со ссылкой на сообщение Fitch.
Агентство рейтингует ряд крупных отечественных банков, среди которых Сбербанк, Совкомбанк, МКБ, Газпромбанк, ВЭБ, Альфа-банк, Россельхозбанк, Тинькофф Банк, Росбанк, Ситибанк, Райффайзенбанк, ЮниКредит Банк. Большинство из них не имеют значительных рисков по контрагентам, против которых действуют санкции. Имеющие определенные риски банки обладают достаточной прибыльностью или солидным залоговым обеспечением для абсорбирования потенциальных убытков, связанных с кредитами либо облигациями попавших в немилость США компаний.
Санкции снизят кредитоспособность компаний
Американский Минфин 6 апреля включил в очередной санкционный список ряд бизнесменов и подконтрольных им компаний. Среди прочих, под жесткие ограничения попали принадлежащие Олегу Дерипаске Rusal и En+ и группа «Ренова» Виктора Вексельберга. До 5 июня резиденты США обязаны расторгнуть действующие контракты и прекратить сотрудничество с подсанкционными лицами и компаниями. До 7 мая инвесторам предписывается выйти из акций и вложений в долговые обязательства таких предприятий.
Аналитики Fitch считают, что санкции негативно отразятся на платежеспособности оказавшихся в черном списке компаний, невзирая на поддержку со стороны государства. Велика вероятность потери части контрагентов, а также доступа к рынкам финансирования. Снижение кредитоспособности в результате обернется повышенными рисками для банков, предоставляющих им заемные средства.
Риски для конкретных банков
По подсчетам агентства, риски для Сбербанка составляют порядка $11 млрд по всем SDN (вместе со включенными в список в 2017-м компаниями ОПК). Эта сумма соответствует 2,5% активов банка или же 20% его капитала. Специалисты кредитной организации ранее оценивали риски в аналогичную сумму.
В Fitch отмечают, что риски могут быть снижены путем передачи кредитов оборонным предприятиям на баланс Промсвязьбанка. Из оставшейся доли кредитного риска большая часть приходится на «Русал», однако это возможно сгладить за счет залоговых акций не попавшего под санкции «Норильского никеля», который входит в структуру Rusal.
Для Внешэкономбанка (ВЭБ) риски, связанные с угодившими в новый список SDN субъектами также существенны в плане сохранения капитала. Совкомбанк и Московский кредитный банк (МКБ) имеют умеренные риски – до 1-1,5% от активов либо 10% капитала.
Банки предоставляли кредиты и приобретали облигации данных компаний до введения в отношении них последних санкций США, напоминает РБК. Продать эти активы или иным образом выйти из них может быть сложно без существенных потерь или вовсе невозможно. Если они останутся на балансах банков, может потребоваться их реструктуризация и досоздание резервов, считают аналитики Fitch.
Прибыль до отчислений в резервы под обесценение у Сбербанка, Совкомбанка и МКБ довольно высокая, она способна покрыть риски. ВЭБ может рассчитывать на поддержку государства. Другие рейтингуемые Fitch банки либо не имеют рисков по апрельскому списку SDN, либо их объем незначителен и не несет рисков для капитала.
Мнение эксперта
Глава Национального рейтингового агентства Павел Самиев согласен с оценками коллег из Fitch относительно рисков для отечественной банковской системы. Он отмечает, что объемы банковского кредитования и вложения в облигации попавших под санкции компаний в масштабах финансовой системы не являются значительной величиной.
«Если с точки зрения облигационного рынка у участников могут быть относительно заметные доли в портфелях ценных бумаг эмитентов, попавших в санкционный список, то с точки зрения выданных кредитов они обеспечены хорошей залоговой базой», — констатирует Самиев.
К тому же банки не аффилированы с оказавшимися под санкциями эмитентами. Следовательно, кредиты им выдавались на общих условиях, а на крупных клиентов поставлены соответствующие лимиты, указывает эксперт.
«У банковской системы есть гораздо более серьезные риски, связанные с проблемными или непрофильными активами, на этом фоне единицы процентов от портфеля, приходящиеся на попавших под санкции заемщиков, не окажут существенно влияния», — заключает Павел Самиев.
На мой взгляд, основные риски связаны с вложениями в ценные бумаги, в том числе в бумаги гос.займа некоторых стран, которые могут потерять в стоимости.
На самом деле, ослабление банков, или системы в целом, связано со стоимостью нашей валюты — рубля и от негативного влияния санкций, спасла только растущая нефть. Думаю, лучше всего поместить эти активы в те банки, которые уже находятся под санкциями или их руководство внесено в таковой список, тогда какого-либо влияния санкции уже не будут иметь.
Эксперты смогли предсказать падение Дерипаски? А если без экспертов мозги включить – под ударом все подобные «олигархи» и банки, как следствие. Тем временем эксперты говорят: «серьезных угроз нет».
Все привыкли к санкциям и смирились с ними, теперь их очередная порция никак не влияет в целом на ситуацию экономическую и на банковский сектор тоже.
Даже банки под санкциями себя неплохо чувствуют. Сбербанк, например. Прибыль растет. Приспособились, однако.
Как говорится в поговорке ещё не вечер, и давайте не будем сгущать краски. У России есть нефть, а это поверьте, много чего значит.
Любые санкции негативно влияют на банковскую систему. Прогнозы этой организации радуют, но мне кажется, что еще рано что-то прогнозировать, надо анализировать.
Фитч просто прекрасно знает тактику российского правительства, всеми правдами и не правдами спасать банки в ущерб остальной экономике. Вот и не дает сигнал не переживать 🙂