На фоне повышения процентной ставки американским Федрезервом и заявления Европейского центробанка о намерениях остановить программу выкупа активов, поддерживающих развивающиеся страны, рынки последних пережили очередной обвал национальных валют.
Больше всех пострадала Аргентина: с начала года песо уже утратил более трети стоимости (35%) по отношению к доллару США, сообщает «Ридус». Российский рубль на уходящей неделе продемонстрировал стойкость, несмотря на то, что Минфину не удалось разместить запланированный объем ОФЗ. К сожалению, никто из инвесторов не проявил интереса к российскому госдолгу.
Все дело в приливах и отливах
По словам гендиректора УК «Спутник – Управление капиталом» Александра Лосева, в мире идет смена монетарных циклов, которые длятся по несколько лет. Следствием процессов «приливов/отливов» является ослабление денежных единиц стран третьего мира.
«Процесс девальвации валют развивающихся стран будет продолжаться теперь не менее трех лет, исходя из того, что предыдущий полный цикл длился восемь лет. Разворачиваются инвестиционные потоки: деньги уходят из развивающихся стран обратно в США. Этот процесс подталкивают все более растущая долговая нагрузка этих стран и резкое возрастание рисков для инвесторов», — поясняет эксперт.
При этом рубль держится особняком и даже сумел немножко подрасти (+0,45%). На стойкость российского рубля повлияли несколько факторов, которые в сочетании не позволили ему угодить в воронку, которая одну за другой затягивает валюты разных стран. После решения о повышении процентной ставки ФРС печальной участи не избежали песо, реал, вона и бат. Следует отметить, что американский регулятор уже дважды с начала года повышал ставку и до конца 2018-го может сделать это еще два раза.
Три кита
Если говорить о факторах, позволивших рублю не сдать позиции, следует отметить, что первый из них вполне объективный. Россия имеет минимальный суверенный долг – до 5% ВВП, в то время как иные развивающиеся экономики успели накопить солидные долги. На глобальных рынках РФ является нетто-кредитором: она выдала займов на $300 млн. больше, чем имеет долговых обязательств. Таким образом у рубля есть хорошая «подушка безопасности». По этой причине прохождение Россией нового монетарного цикла происходит значительно мягче, чем для Аргентины и Бразилии, отмечает Лосев.
Второй столп – субъективный: несмотря на активную скупку валюты финансовым ведомством (ежедневно на 19 млрд. руб.), рубль по-прежнему «плывет против течения». Все дело в том, что участники рынка знают о «кознях» министерства.
«Эта скупка валюты Минфином уже заведомо учтена игроками валютного рынка. Если бы Минфин не скупал валюту, доллар стоил бы сейчас 57 рублей, а не 61. Сознательные же игры валютными курсами привели к тому, что рубль перестал практически реагировать на свой «естественный» мотиватор — колебания цены нефти», — говорит руководитель «Спутника».
Третьим фактором служит довольно высокая реальная ставка, что делает рубль привлекательным для спекулянтов carry trade. В то же время Лосев опасается, что активные действия российских властей способны негативно отразиться на инфляции уже в ближайшие месяцы.
По словам эксперта, реальная ставка представляет собой разницу между номинальной ставкой и показателем инфляции. Последние инициативы правительства (2-процентное увеличение НДС и другие генерирующие рост цен решения) в итоге разгонят инфляцию. Как только реальная ставка продемонстрирует падение — спекулянты будут в очереди стоять на выход из активов в рублях. Следует готовиться к тому, что давление на российскую валюту неизбежно возрастет.
Доллары утекают из России
Процесс бегства доллара уже запущен и набирает обороты. Если на протяжении мая инвесторы вывели из России $10,6 млрд., то за первую неделю июня — уже $60 млрд. По мнению замдиректора «Альпари» Натальи Мильчаковой, этого следовало ожидать после апрельского пакета санкций.
«Иностранные инвесторы начали продавать ценные бумаги российских компаний, которые они держали до апрельского обвала рубля, и перекладываться в доллары. Но доллары для них не самоцель: они на них приобретают ценные бумаги — акции или бонды — в других юрисдикциях. Соответственно, эти доллары покидают Россию», — объясняет представитель аналитического департамента.
Для подстраховки участники рынка продают российские активы и переходят на кажущиеся безопасными рынки других развивающихся стран. Инвесторы продают ценные бумаги за рубли, которые конвертируют в доллары для покупки активов иных государств. Естественно, что эти доллары также уходят из России.
Нам, конечно, могут рассказывать и предлагать много теорий, по каким происходит отток доллара. Но, все-таки мне кажется, тут санкции апрельские играют незначительную роль.
Высокая реальная ставка ЦБ конечно поддерживает рубль, но вот толку от его курса, коли эта ставка реально тормозит экономику. Игры в красивые цифры, без развития…
Довольно интересная информация, но хотелось бы реальных перемен к лучшему, а не только цифры на бумаге.