Уже более года Запад во главе с США и Великобританией ведет в отношении России беспрецедентно жесткую санкционную войну. Практически все отрасли отечественной экономики, включая энерго-сырьевую и финансовую сферы, скованы сотнями ограничений, наложенных на их деятельность в глобальном масштабе.
Неослабевающий прессинг
В конце февраля 2023 года Евросоюз ввел десятый пакет санкций против России, Таким образом, наша страна заняла первое место в мире по количеству санкций среди государств, против которых когда-либо их вводили — 13 596. Останется ли этот усиливающийся прессинг без серьезных последствий для нашей страны?
«МК» вынес данный вопрос на обсуждение между тремя экспертами: главным научным сотрудником Института экономики РАН Игорем Николаевым, членом наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александром Разуваевым и директором Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве Алексеем Зубцом.
Социалка под грядущим ударом
По словам Александра Разуваева, в РФ санкции вызвали «очень высокую инфляцию и рост цен».
«Ну и, конечно, есть момент, о котором власти говорить не любят, это растущий дефицит бюджета. А за ним стоят большие риски, в том числе в социальной сфере», — подчеркнул финансовый аналитик.
Он признал, что в 2022 году в РФ не рухнул ни один значимый банк, а власти не стали повышать налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Но так или иначе ситуация развивается достаточно тревожно и все больше россиян ощущают негативное влияние санкций на их жизнь, подчеркнул аналитик.
Согласно его прогнозу, дальше Запад в отношении России будет развивать не столько экономическое, сколько политическое давление. В этих условиях нам необходимо развивать отечественный фондовый рынок и реальный сектор, предложил Разуваев.
То ли еще будет
Игорь Николаев выделил три сектора, наиболее всего пострадавшие от санкций по его мнению: оборонный комплекс, банковскую сферу, энергосырьевой сектор. Но ограничения коснулись очень многих отраслей экономики, проще назвать те, которые рестрикции не затронули.
По его оценке, реально располагаемые доходы россиян за год снизились крайне незначительно — всего на 1%.
«Но надо понимать, что на самом деле еще ничего не закончилось. Самые тяжелые последствия от санкций нам еще предстоит пережить», — разделил опасения Разуваева представитель РАН.
Он отметил, что российской экономике необходимо подготовиться к серьезным последствиям уже введенных ограничений против отечественного энергосырьевого сектора и двигаться в сторону упрощения технологий производства и потребления.
Необходима новая промышленная политика
Алексей Зубец взглянул на санкции с диалектической точки зрения, дескать в чем-то сильно навредили, а в чем-то стимулировали на серьезные свершения.
«Да, встряска оказалась масштабная, с одной стороны. Но с другой — наконец мы начали решать проблемы тех отраслей, которые должны были решать еще лет 15–20 назад. Как говорится, гром грянул, мужик начал креститься», — пояснил свою позицию финансист.
Он также обратил внимание на то обстоятельство, что по сравнению с 2021 годом работающие россияне «практически ничего не потеряли и почти не обеднели».
По прогнозам Зубца, сырьевые рынки в РФ начнут постепенно восстанавливаться уже во второй половине этого года, но до показателей 2021 года не дотянут.
«Главное обстоятельство, которое должно способствовать развитию экономики, это идеологически новая, национально ориентированная промышленная политика, которая стала для нас жизненной необходимостью», — заметил директор ИСЭИ Финансового университета при Правительстве РФ и подчеркнул, что в случае отсутствия такой политики Россия проиграет в конфликте с Западом.
- Ваш комментарий будет первым...