Пандемия грозит не только здоровью, но и благополучию миллионов людей. Российские власти, вероятно, еще не осознают истинных масштабов грядущего экономического бедствия, которое в первую очередь затронет малый бизнес.
В России до четверти рабочих мест создает малый бизнес. По экспертным оценкам, в данном сегменте занято 15-18 млн. человек. В ближайшей перспективе многие столкнутся с сокращением либо исчезновением источников дохода, пишет «Независимая газета».
Послабления на фоне выживания
В антикризисном плане правительства для предпринимателей предусмотрены лишь кредитные и налоговые послабления. Такие меры были актуальны на фоне медленно сказывающейся в кризис экономики. В условиях пандемии во главе угла вопросы иного плана:
- о востребованных в новых реалиях вакансиях;
- об альтернативе трудоустройства при уходе с рынка работодателей;
- о возрождении бизнеса по завершении эпидемии.
В Минэкономразвития (МЭР) уже заявили о негативных последствиях для малого бизнеса, которые ожидаются в ближайшие месяцы. Особенно их ощутят на себе предприниматели, работающие в крупных городах.
Министр экономики Максим Решетников в эфире одного из телеканалов заявил о необходимости сосредоточить усилия на том, чтобы дать бизнесу передышку в условиях неопределенности, переждать смутное время.
«В любом случае все эпидемии, все эти шоки временные, потом экономика, безусловно, вернется на траекторию роста. Но какой будет эта траектория, очень сильно зависит от того, насколько адекватно и быстро мы будем принимать меры сейчас», — пояснил глава МЭР.
Однако адекватность предлагаемых кабмином мер вызывает сомнения. Они могли быть действенными до пандемии, когда для улучшения экономической ситуации необходимо было запускать драйверы роста в виде поддержки частной инициативы.
В экономическом пакете для субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) предусмотрены:
- расширение льготных программ кредитования;
- отсрочка арендных платежей;
- отсрочка уплаты страховых взносов (лишь для микропредприятий);
- введения моратория на проверки, если бизнес-деятельность не несет рисков для жизни и здоровья граждан.
Но теперь на первый план выходят вопросы «выживания». Что готово предложить правительство миллионам сограждан, которые частично или полностью будут лишены средств к существованию в новых реалиях? Велик риск невостребованности поставляемых бизнесом товаров и услуг. Из-за системно значимых изменений рынок могут захлестнуть массовые банкротства.
Спасение утопающих…
Ранее первый вице-премьер Андрей Белоусов докладывал президенту о сформированном перечне системообразующих предприятий:
«Их примерно 600, и прорабатываем критерии и правила их поддержки в случае необходимости».
Но малый бизнес, судя по всему, не вписывается в рамки системообразующих структур. Видимо, для властей этот сегмент не поддается классификации и осмыслению. Нет внятного анализа о критически важных для экономики предприятиях МСБ ни с точки зрения занятости, ни в вопросах обеспечения нужными товарами и услугами.
Минувшим летом аналитики Сбербанка озвучивали интересную статистику. Субъекты МСБ и индивидуальные предприниматели обеспечивают трудоустройство до четверти россиян. По подсчетам проекта «СберДанные», речь идет о 18,3 млн. рабочих мест, большинство из которых сконцентрировано в мегаполисах.
Под угрозой сфера услуг
Замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв считает, что под угрозой находятся доходы всех занятых в малом и среднем бизнесе: это до 15 млн. человек. Не всем нужна будет поддержка, но масштаб весьма существенный, особенно для крупных городов. Однако обещанные государством меры «носят пока крайне ограниченный характер».
«Главная проблема – возможное снижение оплаты труда. В условиях ограничения передвижения и других запретов могут потребоваться меры прямой компенсации выпадающих доходов из бюджета», — не исключает эксперт.
По мнению члена генерального совета «Деловой России» Алима Бишенова, основными жертвами эпидемии будут предприятия сферы услуг. Им, возможно, потребуются не только налоговые каникулы, но и прямые финансовые вливания.
С Бишеновым согласен и доцент Российского экономического университета Игорь Строганов. Он указывает, что завязанные на искусственные либо сиюминутные потребности клиентов сервисные отрасли росли десятилетиями. Но в условиях форс-мажорного рынка платежеспособность и образ жизни завсегдатаев таких заведений меняется, количество клиентов сокращается. К сферам повышенного риска ученый относит:
- общепит;
- отрасль туризма;
- сервисы: салоны красоты и массажа;
- платное образование;
- ремонтные услуги;
- сферу развлечений, организации мероприятий и др.
Нерадужные перспективы
Правительству не следует заниматься массовой либо точечной поддержкой субъектов МСБ, поскольку «его задача – поддерживать государствообразующие институты: связь, медицину, безопасность, продукты питания, ЖКХ», полагает Строганов.
«Да, очень многие предприятия не выдержат нескольких месяцев карантина. Но почему государство должно тратить деньги на рестораны, дизайн и развлечения? Как показывает опыт, после кризиса образовавшиеся ниши будут моментально заполнены новыми игроками, да и скорее всего сама модель потребления и оказания услуг значительно поменяется», — рассуждает доцент.
Но такая позиция не отменяет проблемы для лишившихся работы и доходов россиян. А с учетом отношения чиновников к предпринимательской инициативе можно прогнозировать, что далеко не каждый проект удастся развить до состояния с достойно оплачиваемыми стабильными рабочими местами.
Замглавы центра «Альпари» Наталья Мильчакова называет главным критерием спасения – социальную функцию, т.е. сохранение рабочих мест.
«По разным оценкам, предприятия, которые закрываются из-за эпидемии, вынуждены будут сократить минимум 50–75% персонала, а может быть, закрыться вообще, если государство не придет на помощь», — прогнозирует она.
В РАНХиГС также считают важным обеспечение соотечественников социальной поддержкой.
«На период карантина гражданам, лишившимся трудовых доходов, важно предоставить адресные меры социальной поддержки. Кроме того, после завершения карантина лицам, потерявшим работу, необходимо оказать содействие в трудоустройстве», – уверена Елена Гришина, возглавляющая лабораторию Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.
Представитель экспертной группы Veta видит риски частичной или полной потери доходов для 90% россиян.
«Бизнес, вне зависимости от своих масштабов, будет страдать от снижения деловой активности и падения оборота, сотрудники компаний – от сокращений штатов и отсутствия у работодателя средств для повышения размера оплаты труда, самозанятые – от снижения спроса на их услуги, бюджетники – от сокращения возможностей государства, вовлеченного в «тушение пожара» в экономике», – поясняет управляющий партнер группы Veta Илья Жарский.
Он полагает, что государству следует «начать вливать деньги в бюджетников и госсектор в надежде на то, что поток средств, устремившись по вертикали вниз, будет достаточным для поддержания экономики». Однако ситуация складывается беспрецедентная, причем невозможно прогнозировать, сколько она продлится. Поэтому преждевременно говорить о том, какими финансовыми возможностями будет располагать государство к началу восстановления экономики.
Экспертные оценки – не повод отказываться от карантина, но властям стоит задуматься о более системной поддержке предпринимательства, рынка труда и развитии экономики в целом. В нынешних реалиях необходимо обеспечивать население продовольствием, товарами первой необходимости, медикаментами, но следует думать и на перспективу. Пока же непонятно, как после вынужденной паузы правительство планирует запускать нормальный рост сегмента экономики, напрямую связанного с малым бизнесом.
- Ваш комментарий будет первым...