Российские законодатели озаботились проблемой закредитованности населения. Результатом этого стало внесение на рассмотрение Госдумы проекта закона, обязывающего банки оповещать клиентов об объемах потраченных ими средств при каждой операции по карте, включая овердрафт.
В настоящее время подобные услуги практикуют далеко не все кредитно-финансовые учреждения, поэтому зачастую к концу месяца владельцы карт имеют долги по овердрафту, рассказывает «Коммерсант». Финансисты считают вероятные нововведения избыточными, зато правозащитники отмечают их актуальность.
Автором законопроекта выступил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Документ предусматривает обязанность кредитора информировать клиента о тратах и остатке лимита денежных средств на карте при каждой операции.
Сейчас информацию о задолженности, доступном лимите и размере необходимого платежа кредитная организация предоставляет заемщику не реже 1 раза в месяц. Целью внесенных поправок является эффективное информирование клиента о его финансовых возможностях во избежание заблуждения. Регулятор поддержал данный законопроект, теперь дело за депутатами.
Для чего нужны поправки
Аксаков объясняет необходимость поправок тем, что держатели кредиток нередко путают объем средств на счете с кредитным лимитом для оплаты товаров и услуг.
«Видя на счете определенную сумму, клиент банка не понимает, что это овердрафт. Люди, заблуждаясь, используют деньги банка, за которые потом вынуждены платить проценты, и попадают в кредитную кабалу»,— говорит автор документа.
По данным регулятора на начало года, банки эмитировали 254,7 млн. карт, в том числе:
- 34,2 млн. – расчетные карты с овердрафтом;
- 31 млн. – кредитные карты.
Овердрафт представляет собой краскосрочный кредит для физических лиц, которые имеют в банке личный счет, привязанный к дебетовой карте. Обычно банки предлагают овердрафты зарплатным клиентам в размере одного оклада.
В случае принятия законопроекта, финансистам придется оповещать клиентов об использовании их личных и заемных средств после каждой операции. Требование будет распространяться и на дебетовые карты с овердрафтом, и на кредитные, если на них имеются собственные средства клиента. Порядок информирования будет прописан в договоре: сообщение по СМС, электронной почте и т.д.
Позиция банкиров
Большинство банкиров не одобряют данную инициативу. Представитель банка «Ренессанс Кредит» Дмитрий Курганов отмечает широкое применение подлючение овердрафта к дебетовым картам. При этом банки по собственной инициативе оповещают клиентов о начале финансирования операций за счет овердрафта.
«Возможно, есть банки, которые специально не оповещают клиента с целью ввести его в задолженность, но это уже недобросовестное отношение банка к клиенту»,— считает Курганов.
По мнению замглавы правления Райффайзенбанка Андрея Степаненко, нововведения потребуют доработки существующих систем информирования, на что уйдет немало времени и средств. При этом вряд ли клиенты получат от этого ощутимую пользу, поскольку редко размещают личные средства на счетах кредитных карт.
Поправки должны вступить в силу через 180 дней после их принятия. Участники рынка считают, что такого срока достаточно для доработки систем оповещения.
Мнение правозащитников
Правозащитники сходятся во мнении об актуальности поправок к законодательству о кредитовании. Новые нормы позволят клиентам более аккуратно обращаться с кредитными инструментами.
Новая норма «будет способствовать повышению финансовой грамотности и ответственного отношения граждан к своим тратам», считает глава проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.
- Ваш комментарий будет первым...