Банкам следует доносить до заемщиков полную информацию о конечной стоимости кредитов, включая сведения о дополнительных услугах. Такую инициативу выдвинула Ассоциация белорусских банков. Сейчас при ассоциации действует Третейский суд, который помогает оперативно решать возникающие между банками и клиентами споры. Есть вероятность, что в скором времени в Беларуси появится и финансовый омбудсмен.
В Ассоциации белорусских банков отмечают позитивные изменения в работе финансовых учреждений, сообщает портал TUT.BY. Банки придерживаются рекомендаций регулятора, изложенных в письме «Об осуществлении розничных операций», и теперь не увязывают кредитование с оформлением «пакетов услуг».
Принятые Нацбанком жесткие меры позитивно отразились на качестве и прозрачности банковских услуг. За последние полтора года из практики практически исчезло навязывание «пакетов услуг» и иных скрытых платежей по займам. Однако традиционные услуги ныне интегрируются с другими банковскими продуктами. При переходе к комплексному обслуживанию банки нередко взимают платежи, не относящиеся к кредитным договорам — в виде дополнительных услуг, которые предлагают клиентам на выбор.
В ассоциации настаивают на том, что при выдаче заемных средств кредиторы обязаны:
- при составлении договора использовать шрифт Times New Roman (размер не менее 12 пунктов);
- предоставлять заемщикам для ознакомления проекты всех договоров, которые заключаются вместе с основным договором на кредит;
- в случае возникновения задолженности – банкам следует в течение 15 дней информировать об этом заемщика: напоминать об ответственности и санкциях, которые будут применены;
- если физлицо приняло решение о заключении договора о страховании, оно должно иметь право выбора страховой организации (как минимум из трех);
- в кредитных договорах должны быть прописаны все условия, которые влияют на размер процентов.
Также специалисты ассоциации напоминают, что банки должны информировать заемщиков о порядке расчета и суммах платежей, о размерах платы за сопутствующие кредитованию услуги, разъяснять порядок досрочного погашения кредита. А вот навязывать страховые и другие услуги при заключении договоров на кредиты они не вправе.
Заемщикам рекомендуют:
- внимательно изучать условия договоров перед подписанием;
- задавать сотрудникам банка интересующие вопросы;
- знакомиться с информацией, на которую в договоре имеется ссылка (к примеру, на базовом сайте банка либо на информационном стенде).
Ни Нацбанк, ни другие органы не имеют полномочий вмешиваться в договорные отношения между кредитором и заемщиком. Трактовать условия контракта могут лишь стороны договора. В случае отсутствия консенсуса признать договор недействительным может лишь суд.
При возникновении проблем белорусам следует в первую очередь обращаться непосредственно в банк, с которым подписан договор. Сотрудники кредитных учреждений стараются индивидуально решать возможные разногласия.
Нацбанк отмечает значительно снижение претензий клиентов к банкам. На протяжении 2016 года количество обращение сократилось почти вдвое – до 754 жалоб против 1361 в 2015-м. Число обращений, касающихся вопросов кредитования снизилось с 801 до 563.
Была приведена статистика 2015 и 2016 года в сравнении. Хотя некоторые чужую статистику не уважают, но это ведь проблемные годы. И в этот период даже сами банки не охотно выдавали кредиты. Стоит вспомнить сколько их покинуло рынок из-за рисковой деятельности и в итоге неплатежеспособности. На мой взгляд меньше жалоб потому что меньше заёмщиков обратилось за кредитами, да и 2016 не такой «горячий» год, как 2015 на девальвацию нац.валюты, политические какие-то «качели» в мире. Но можно отметить положительные моменты такие как шрифт текста, напоминание о возникновении задолженности, своевременное, а не тогда когда уже всё запущено. Навязывания страховых и прочих услуг было разве что от самого руководства банка, это сверху был приказ, поэтому с ними и надо обсуждать эти вопросы, потому что с подчинённых требуют, пугают штрафами и они вынуждены, а сама идея страхования, появления страховых компаний возникла среди топ-менеджеров. Как говорится «рыба гниёт с головы».
Отличная новость. А то люди хватают кредиты, не понимая платят минимальный платеж, а кредит стоит на месте. А теперь, хоть будут знать, сколько нужно переплатить по кредиту, и возможно многие подумают прежде сто раз, чем брать кредит.
Абсолютно правильное решение, полностью поддерживаю открытость банков и предоставление полной информации, люди должны знать сколько придется заплатить за кредит.
Это с одной стороны правильно, банкам описываются правила «игры». А с другой — клиенты и сами должны более критично и осмысленно относиться к займам.