Рынок цессии МФО третий год демонстрирует тенденцию роста. Эксперты прогнозируют, что к концу 2017-го он преодолеет отметку в 12 млрд. руб., сообщает Журнал Эксперт Северо-Запад.
За 2016 год рынок цессии задолженности МФО достиг 10 млрд. руб., что на 28% выше показателей 2015-го. За прошедший период года нынешнего на продажу уже выставлено около 2,8 млрд.
[image1]
Надо отметить, что продажа долгов микрозаймов начала активно развиваться лишь с 2015 года, когда рынок кредитования показал рекордный прирост. Стандарты проведения покупок и продаж долгов в данном сегменте рынка были четко сформулированы лишь в 2014-м. Специалисты прогнозируют, что по итогам года рынок цессии достигнет 12 млрд. руб.
В структуре продаваемых портфелей самая высокая цифра традиционно приходится на потребительские кредиты – 58%, на займы до зарплаты (PDL) – 37% и лиш 5% — на займы юридических лиц.
[image2]
В среднем объем предлагаемого к продаже долгового портфеля микрозаймов – 400-500 млн. руб. В банковском сегменте рынок давно сформирован, тендеры обычно объявляют игроки, входящие в топ-30 крупнейших финансовых учреждений. В этом плане микрофинансисты отличаются друг от друга объемами бизнеса, поэтому и выставляют на продажи мелкие портфели с огромным разбросом в ценах – от 100 тысяч до 1,5 млн. руб.
В предлагаемых к продаже портфелях МФО преобладают просроченные до 240 дней долги в среднем по 14-16 тыс. руб. Однако игрокам рынка не стоит сравнивать цессии банков и МФО, поскольку слишком велика разница в сегментах кредитования, сроках и качестве заемщиков.
Рынок должников банков и микрофинансовых организаций пересекается лишь на четверть. У заемщиков МФО, как правило, попросту нет доступа к банковскому кредитованию. У их аудитории либо отсутствует подтверждение доходов, либо не имеется или испорчена кредитная история. Немаловажно и то, что клиенты МФО зачастую проживают в небольших населенных пунктах, где банки по причине нерентабельности не открывают свои офисы. Необходимость в кредитовании есть везде, людям нужны деньги на неотложные нужды, поэтому микрофинансисты порой приобретают даже более качественных заемщиков.
Региональное распределение долгов в большей степени зависит от развитости самой компании и урегулировании вопросов, связанных с просрочками. На продажу долги выставляют в основном крупные компании:
- 25% долгов приходится на Центральный федеральный округ;
- 18% — на Приволжский;
- 17% — на Сибирский;
- 14% — на Северо-Западный и Дальневосточный;
- 8% — на Южный;
- 6% — на Уральский;
- 1% — на Северо-Кавказский.
[image3]
В коллекторском агентстве «Секвойя Кредит Консолидейшн» отмечают снижение дефолтности портфелей МФО. Позитивную тенденцию связывают с накоплением опыта микрофинансистами в подходе к заемщикам. Они научились оценивать риски, стали применять новые технологии. Помимо традиционного скоринга МФО зачастую проводят личные встречи с претендентами на кредит, в т.ч. по месту жительства, что позволяет визуально оценить возможности клиента.
Кроме того, важную роль играет уровень закредитиванности, который в разы ниже, чем у клиентов банка. В некоторых МФО работают агенты, отвечающие одновременно за выдачу и за обслуживание кредита. Подобные отношения усиливают ответственность заемщика за несвоевременный платеж перед конкретным лицом, которое представляет организацию-кредитора.
Как по мне, стремительный рост рынка цессии МФО совсем неудивителен. Когда в качестве достоинства МФО выдвигается аргумент «Помимо традиционного скоринга МФО зачастую проводят личные встречи с претендентами на кредит», понимаешь, что объём выставляемой МФО на продажу кредитной задолженности будет расти и дальше.