Уже скоро Россия будет продавать газ в ЕС за рубли, или не будет продавать вовсе. Однако со стороны западных стран на данный момент чётко прослеживается позиция отказа покупки энергоносителей в валюте, не прописанной в газовых контрактах.
Затишье перед бурей
Сейчас уже видимо никто не отступит и подачу газа, за который не станут платить по новым российским условиям, наша страна, скорее всего, прекратит. Вопрос скорее в том, будет ли ситуация временная: до того как кто-то не сдастся, или отказ будет уже постоянным и возобновления прокачки не будет.
Безусловно, при прекращении транзита и поступлении денег от импортеров, выросший курс рубля снова упадет. Продавать доллары и евро на бирже станут меньше, однако в странах Запада произойдут вещи и похуже: от полной остановки производств до резкого повышения цен, в первую очередь на топливо и тепло, а дальше и на всё остальное. Хотя «лучше» и «хуже» – понятия относительные, так что всем будет тяжело.
На Украине сейчас радуются, что в их контрактах прописано "бери или плати", однако она также является недружественной страной и денег за прокачку по уже ставшему ненужным газопроводу, скорее всего не получит.
Россия, безусловно, попытается переориентироваться с продажей газа в другие страны, однако быстро сделать это не получится. Для ЕС это также возможно, но и там найти выход вряд ли получится быстрее, если вообще возможно: ведь помимо постройки газопроводов или газовых терминалов, газ необходимо где-то получить, а заместить такие объёмы очень сложно.
Самое вероятное, что может произойти (особенно если принять во внимание неравномерную по всему ЕС зависимость от российского газа), то, что страны Запада, получив для себя эффект в виде повышения цен и закрытия производств, пойдут на уступки и купят газ у России, конечно только за рубли. Вопрос лишь в том, как долго они смогут смотреть на возникающие проблемы в их странах и как долго смогут сдерживать народные протесты от повышающихся цен и роста безработицы.
Однако России нужно не смотреть и радоваться тому, как у стран, вводивших против нас санкции, возникают проблемы, а менять ситуацию в нашей стране. Не заниматься латанием дыр, а проводить реформы, чтобы бизнесу было удобно работать у нас, чтобы он чувствовал себя защищённым. Одних лишь грантов и льгот для этого мало.