Семья Сомовых перебралась на Полтавщину из Луганской области в разгар вооруженного конфликта в июле 2014-го. На хуторе Котляревском они обрели не только пристанище, но и дело по душе. Последний год хорошую поддержку оказывает программа «Рука допомоги», в рамках которой многодетная семья получила кредит на развитие своего бизнеса.
«Рука допомоги»
История семейства беженцев
Крепкий 39-летний глава семейства шутит: из 11-ти обитателей хутора лишь трое мужиков – он, овчарка Рэй и козел Бэтмен. Тем не менее слова Евгения недалеки от истины, если учесть, что семья состоит из жены, тещи и четырех дочерей. Две младшие родились уже на мирной территории, пишут «Факты».
Евгений с улыбкой констатирует, что совершил героический поступок – вывез тещу из зоны боевых действий. Теперь Людмила Ивановна, экс-редактор частного регионального издания «Резон», занимается выпечкой хлеба для семьи, что позволяет им ежемесячно экономить до 600 грн. Небольшая козья ферма дает молоко, всегда есть мясо бройлеров и экологически чистые продукты.
До войны на малой родине все было по-другому, но теперь приходится всемером жить в небольшом сельском доме. Первым делом установили в новом жилище твердотопливный котел для обогрева.
«В хате только поклеили обои, повесили бойлер, подвели к дому воду и канализацию, провели Интернет, — рассказывает хозяйка Наталья Сомова. — Может быть, поэтому и не спешим затевать ремонт — перед оккупацией практически все средства вложили в обустройство своего жилья в Первомайске. И теперь понимаем, что счастье не в дорогих ваннах и унитазах. Кстати, первые три года после переезда мы здесь обходились даже без холодильника».
36-летняя женщина вспоминает, как они бежали от бомбежек фактически в чем были одеты. При эвакуакции переживала: как бы ни начались преждевременные роды. Сомовы рассчитывали вскоре вернуться домой, но война длится уже пятый год…
«У одного из волонтеров родственники жили в городке Градижск Глобинского района Полтавской области, и он предложил нам перебраться к ним, — говорит Наталья. — Мы впервые слышали о таком населенном пункте, но тогда не имело значения, куда ехать, лишь бы подальше от обстрелов».
Поначалу Наташа с Женей торговали книгами по психологии и развитию личности. Таким бизнесом они занимались в родном городе. Пока была коммерческая почтовая связь - книги переправляли знакомые, но потом встал вопрос: на какие деньги жить дальше?
Становление
«Решили искать хату в сельской местности недалеко от Градижска, чтобы можно было что-то выращивать и прокормиться, — вспоминает Сомова. — Купили вот это подворье на хуторе Котляревском за двадцать пять тысяч гривен. Дороговато, но родственники помогли деньгами. Тут участок пятьдесят соток, есть где развернуться. Но, чтобы добраться к дому, нужно было скосить и вырвать бурьяны, которые росли тут сплошной стеной в человеческий рост. Муж тогда впервые взял в руки косу».
Наталья сама не знает, почему проснулась в ней такая любовь к земле, ведь она росла в городе и раньше даже не задумывалась о том, как выращивают ту же картошку или ухаживают за живностью.
«И тут мою жену понесло! — смеется глава семейства. — Ей захотелось иметь все свое — мясо, яйца, молоко… Она генерировала одну идею за другой. Я упирался, но в конце концов сдавался. Рад, что сумели с тещей отговорить ее завести свинью».
Самым сложным для новоявленных сельчан был первый год, когда довелось лишь постигать жизненную науку, о которой даже представления не имели. Евгений освоил бензопилу, Наталья – сапку для огорода. Затем сделали своей первый инкубатор и радовались всей семьей появлению птенцов. В итоге всерьез занялись разведением бройлеров. Птицей торговали на рынке, крутились как могли, но от государства ни разу не получали какой-либо компенсации.
Спасительный кредит
Сомовым повезло, что Полтавская область вместе с Харьковской и Львовской оказалась в числе регионов, где с августа 2017-го был запущен проект «Рука допомоги», инициированный украинским Минсоцполитики при поддержке Мирового банка.
Переселенцы имели право подать заявку на участие в программе для начала собственного дела. Сомовым даже не пришлось оббивать пороги: сотрудники райгосадминистрации сами приехали на хутор и рассказали о возможности получения беспроцентной ссуды для развития бизнеса.
«Нам идея сразу понравилась, и мы с женой решили заняться разведением бройлеров, посчитав бизнес прибыльным, потому что куриное мясо едят все, — поясняет Евгений. — На деньги пилотного проекта купили двести штук молодняка, клетки, брудеры (специально оборудованные ящики, в которых цыплята находятся в первые дни своей жизни)… Сейчас наша птицеферма вдвое больше».
В перспективе фермеры хотят разводить еще и кур-несушек, а также заняться переработкой козьего молока на сыр. Наличие более десятка коз позволяет об этом задуматься.
Помимо прочего, Наталья начала выращивать ремонтантные сорта малины. Многодетная мама выкупила у знакомого с соседнего хутора Липки 40 соток саженцев малины и уже собрала свой первый урожай. Осенью женщина намерена перевезти выкопанные саженцы на собственный огород.
Благодаря социальному проекту они смогли купить необходимое оборудование: мотоблок, автоприцеп и систему капельного полива.
«А ведь мы с мужем много лет мечтали жить на земле, заниматься тем, чем сейчас занимаемся, — говорит Наталья. — Огромное спасибо людям, придумавшим такой проект. Они не оставляют нас наедине с проблемами, консультируют, подсказывают… И мы точно уже никуда отсюда не убежим. Нам здесь хорошо. Как говорится, от добра добра не ищут. Кстати, у наших дочек здесь настоящая свобода».
О программе
По словам координатора проекта «Рука допомоги» Инны Шинкаренко, менее чем за год его участниками стали более 4 тыс. украинцев: малообеспеченные семьи, временно безработные и внутренне перемещенные лица.
«Больше 160 из них уже получили финансовую помощь и стали предпринимателями. Суммы микрокредитов на развитие бизнеса могут достигать 70 тысяч гривен (40 прожиточных минимумов). Деньги выделяются под реализацию бизнес-плана, который утверждает комиссия при облгосадминистрации, на закупку оборудования и материалов. При этом сумма кредита, подлежащая возврату, уменьшается на сумму уплаченных за три года налогов. А в случае трудоустройства двух малообеспеченных лиц, беженцев или участников военных действий на Донбассе средства вообще возвращать не нужно», - поясняет Шинкаренко.
Люди занимаются самым разным бизнесом: выращивают овощи и фрукты, создают мини-фермы, изготавливают мебель, ремонтируют автомобили, открывают салоны красоты, ветеринарные клиники. Каждый выбирает дело по душе, рассказывает координатор проекта.
По словам Шинкаренко, в 2018-м к проекту присоединились городские территориальные громады в Донецкой и Житомирской областях, а также одна сельская – в Черниговской. Полученный в ходе реализации программы опыт станет базой для нового закона о занятости населения.
«После его принятия заработают новые механизмы, которые позволят создавать рабочие места, помогут вернуться к активной деятельности людям, долго остававшимися безработными, а вынужденным переселенцам — адаптироваться в новых условиях. За счет развития малого бизнеса улучшится экономическое состояние страны», - резюмирует руководитель программы.
Радію що в Україні допомагають і підтримують переселенців, дають їм можливість не тільки розпочати все з нової сторінки, а також надають фінансову допомогу для власного бізнесу. Я вірю, що в подальшому "Рука допомоги" і надалі буде підтримувати людей, які втратили все.
Такой проект кредитования для переселенцев очень актуален на сегодня. Я сама переселенка, есть куча знакомых, так что не по наслышке знаю, что большинству требуется такая помощь, хотя бы какой-то минимальный стартовый капитал. Многие хотят делать нашу страну лучше, несмотря на все сложности и преграды!
Радію за таких людей і за такі життєві історії. Захоплююсь силою духу та витримкою. Адже те що пережили та переживають й досі частина наших земляків наводить жах, смуток, гнів. Але є й позитивний бік цієї історії. Людям відгукнулось і вони відчули себе щасливими, в місці де ніколи до цього не були. Займаються улюбленою роботою, справою свого життя. Побільше б таких проектів, які по справжньому допомагають людям, що дійсно потребують допомоги.
Рад за такую помощь людям. А качество этого всего, какие условия у птицы, я так понимаю на базаре торгуют?